Минтранс отправил на межведомственное согласование разработанный министерством законопроект, обязывающий операторов государственных автодорог применять при их содержании и ремонте «новые, наилучшие и инновационные технологии и материалы». Документ даёт определение инновационным технологиям, устанавливает целевой показатель по их применению и предусматривает проведение мониторинга их эффективности.
По информации «Коммерсанта», данный документ – поправки к закону об автодорогах, разработанные по поручению правительства после того как Счётная палата раскритиковала «инновационность» технологий, которыми отчитывались Росавтодор и Автодор. Так, в июле 2021 года СП обнародовала данные о том, что в 2018–2020 годах 63% технологий, применяемых на дорогах Росавтодора и Автодора как инновационные, на самом деле таковыми не были. Аудиторы отмечали, что некоторые принципы проектирования дорожных одежд не менялись 50 лет, да и сам термин «инновационные технологии» в законе до сих пор отсутствует.
Теперь, согласно подготовленным поправкам, «инновационной» будет считаться технология, с момента разработки которой прошло не более трех лет, при этом в ГОСТах она еще не описана. Минтранс уже собрал инновации в специальном реестре, – им будут пользоваться госзаказчики в обязательном порядке.
Впрочем, как отмечает «Ъ», новые технологии в регионах уже применяются – в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В отчётах всё чаще мелькают ресайклинг (использование при ремонте переработанного старого асфальта), евроасфальт, укрепляющие слои покрытия геосинтетические решетки. В реестре также упоминаются различные виды освещения, красок, антикоррозионных покрытий для дорожных элементов. В 2024 году доля объектов в рамках нацпроекта, где будут применяться «новые и наилучшие технологии», должна достигнуть 40% (дальнейший рост показателя не планируется).
Однако большинство дорожных работ производится вне нацпроекта, и Минтранс решил мотивировать на инновации всех дорожников — федеральных, региональных и муниципальных. По данным «Ъ», для субъектов федерации, например, может быть даже введён целевой показатель: при стоимости участка дороги, например, 1 млрд рублей не менее 10 млн должно быть потрачено на инновационный асфальт или освещение. После завершения стройки будут за федеральный счёт проводить мониторинг эффективности технологии, а затем принимать решение о её применении по всей стране с включением в стандарт.