ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ РОССИИ
от 17 декабря 2011 года
Руководство НОИЗ предлагает руководителям СРО прислать предложения по проекту Концепции инженерных изысканий России
Основные понятия и термины.
Инженерные изыскания. Научно-производственная деятельность в сфере получения и актуализации геопространственной информации, основанная на последовательном выполнении полевых и лабораторных исследований и многовариантном моделировании состава, состояния и свойств компонентов природно-техногенной среды.
Отрасль инженерных изысканий. Система взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов: объектов управления, органов управления, информационного пространства, информационного ресурса, обеспечивающих получение, анализ, синтез, представление, хранение и актуализацию геопространственной информации, востребованной в ходе градостроительной и иной хозяйственной деятельности.
Развитие. Изменения отрасли, сопровождаемые упорядочением связей, накоплением информации, возникновением новых структур, их усложнением и детерминацией.
Геопространственная информация. Комплекс сведений о пространственно -временном положении, физических, химических, технических и иных свойствах компонентов природно- техногенной среды в составе геотопа (атмосфера, гидросфера, литосфера), биотопа (растительный и животный мир, почвенный покров) и техносферы (здания, сооружения, механизмы), позволяющий прогнозировать изменения природно-техногенной среды во времени и пространстве.
Объекты управления. Юридические и физические лица, занятые в сфере инженерных изысканий.
Органы управления. Государственные и саморегулируемые структуры, осуществляющие управляющее воздействие на объекты управления.
Информационное пространство. Совокупность генетических и приобретенных человеческих качеств, технических средств и технологий, обеспечивающих передачу информации от органов к объектам управления и обратно в реальном масштабе времени, ее накопление и дальнейшее использование.
Информационный ресурс. Система знаний, навыков, умений как результат анализа и синтеза геопространственной информации, воплощенный в законы, принципы, регламенты, правила, нормы, учебную и научную литературу и обеспечивающий развитие отрасли.
Реальный масштаб времени. Временной интервал, в течение которого обеспечивается получение и последующие действия над геопространственной информацией с сохранением ее основных свойств.
Результат (цель) инженерных изысканий. Геопространственная информация, обладающая основными (обобщенными) свойствами: полнотой, точностью, достоверностью, возможностью оперативного использования в различных областях хозяйственной деятельности.
1. Пространство и время как глобальные факторы развития отрасли. Основное противоречие системы инженерных изысканий.
Концепция исходит из наличия объективных (естественных) законов и организационных принципов как функции пространственно — временных факторов, позволяющих осуществлять управленческую деятельность отрасли инженерных изысканий.
Система инженерных изысканий эволюционирует сообразно с теорией длинных волн А.Д. Кондратьева, переходя в новое качественное состояние с периодичностью близкой к 52 годам в 3 этапа.
Первый этап. Кризис отрасли, выбор путей развития, скачкообразная смена парадигмы (нижняя часть эволюционной волны).
Второй этап. Развитие отрасли начинается с последовательного перехода в новое качественное состояние технических средств и технологий, затем, спустя 10 -12 лет, следуют изменения образования, науки, управления, информационного ресурса (восходящая часть волны).
Третий этап. Замедление, консервация и частичный регресс научно-производственной деятельности (нисходящая часть волны).
Длительность каждого из этапов и форма их протекания зависит от интеллектуального ресурса общества и колеблется от 14 до 20 лет. Каждому этапу эволюции должна соответствовать своя Концепция, учитывающая объективные законы развития общества.
На рубеже XX -XXI веков в мировом сообществе, а вместе с ним и в России, произошёл очередной этап смены парадигмы, когда центральное место в структуре и функционировании общества заняли информация и информационные технологии, обеспечивающие прорывной, инновационный путь развития.
Традиционная формула прибавочной стоимости «Деньги – Товар –Деньги+» сменилась на «Информация – Товар – Деньги+», а ведущая роль в её реализации стала принадлежать биржам, банкам, кредитным организациям. Информация, как источник знаний и средство управления, приобрела дополнительное качество — стоимость.
Представляемая Концепция есть видение стратегии развития, которое будет продолжаться, согласно теории А. Д. Кондратьева, от начала века до середины 20-х годов XXI века. В этот период технико-технологическая составляющая перешла в новое качественное состояние, и на повестку дня встаёт проблема формирования новой системы управления, образования и науки, новых информационных технологий, опирающихся на весь объём накопленных данных (фонды).
Масштаб (пространство) России предполагает инновационный путь реформирования отрасли, опирающийся на высокий научный уровень преобразований, объективную децентрализацию управленческих структур и передачу определенных функций саморегулированию, а также на определённую оптимизацию финансовых расходов, ибо любые преобразования требуют значительных финансовых средств.
Вместе с тем, именно пространство и его природное разнообразие объективно предопределили отставание строительной индустрии России и отрасли инженерных изысканий от мировых стандартов. Это связано с тем, что в основе развития отрасли лежит необходимость разрешения явного противоречия: объективная необходимость освоения новых территорий и расширения техногенной среды предопределяет возрастание опасности (рисков) здоровью и жизни всего живого на Земле.
Разрешение противоречия предусматривает два пути развития отрасли: интенсивный и экстенсивный. Россия, имея возможность снижать риски за счет удаления потенциально опасных объектов от мест проживания, долгое время шла вторым путем. Западная Европа, ограниченная размерами территорий, была вынуждена поставить во главу угла качественные параметры и объемы геопространственной информации, интенсивно развивать технико-технологические средства.
Энергетика деяний рук человеческих во второй половине XX века стала сопоставима с природными катаклизмами. Ликвидация последствий катастроф, особенно в ядерной энергетике, стала приобретать международных характер, а необходимость их предотвращения и снижения рисков возникновения обусловливает необходимость расширения и постоянного совершенствования системы инженерных изысканий. Геодезические, геологические, экологические, гидрометеорологические данные стали востребованы не только при проектировании и строительстве, но и в ходе эксплуатации и утилизации объектов и сооружений. Объём и жизненный цикл геопространственной информации возросли в десятки раз, а необходимость снижение рисков от катастроф вызвало к жизни проблему оперативной актуализации информации во времени. Расширился и круг потребителей информации- от проектировщиков, строителей до лиц, эксплуатирующих здания и сооружения.
Геопространственная информация стала необходимым элементом управления природно- техногенной средой, а отрасль инженерных изысканий — уникальной общественной и технологической системой, обеспечивающей жизнь и здоровье планеты Земля.
Цель Концепции: Обоснование и всестороннее рассмотрение путей перехода отрасли на интенсивный путь развития на основе изменения парадигмы инженерных изысканий в условиях научно-технического прогресса и открытого гражданского общества.
2. Вызовы времени. Проблемы и угрозы современного этапа развития отрасли
Смена парадигмы системы инженерных изысканий на рубеже XX — XXI веков, обусловленная необходимостью перехода отрасли на интенсивный путь развития, произошла под воздействием следующих обстоятельств:
• Научно-технический прогресс в сфере инженерных изысканий, появление качественно новых средств и технологий получения, визуализации, анализа, синтеза, хранения и актуализации геопространственной информации.
• Переход России на рыночный тип хозяйствования и смена политической системы, переход от командно — административных к демократическим методам управления, сопровождающиеся частичным разрушением информационного пространства, потерей управления отраслью.
• Возрастание угроз техногенного характера, обусловленных масштабностью и энерговооруженностью объектов капитального строительства.
• Резкое увеличение числа объектов предпринимательской деятельности в сфере инженерных изысканий, требующих управленческого воздействия.
В связи с указанными выше моментами, советская система инженерных изысканий рухнула, не обеспечив преемственности и дальнейшей интенсификации научно-производственной деятельности и явственно обнажив проблемы и угрозы, разрешение которых лежит в основе реализации представленной Концепции.
2.1. Технико-технологические проблемы.
• Почти полная утрата производственных и интеллектуальных мощностей производства отечественных видов техники и технологий, что представляет угрозу национального масштаба и приведет, в конечном итоге, к деградации образовательной, научной и производственной деятельности, массовому захвату российского рынка иностранными компаниями и краху отрасли инженерных изысканий.
• Отсутствие комплексных геоинформационных систем, позволяющих интегрировать разнородные материалы инженерных изысканий в единый информационный продукт, что существенно увеличивает время и затраты на всех этапах проектно — изыскательских работ.
• Формализм в метрологии и поверках изыскательской техники, в определении ее качественных характеристик в различных природно-климатических условиях.
2.2. Проблемы в области образования.
• Существующие программы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и аттестации рабочих специальностей, специалистов и руководителей морально устарели и не соответствуют новой парадигме.
• Отсутствуют отраслевые, системообразующие учебные заведения для сферы инженерных изысканий, реализующие, как многоуровневые комплексные программы обучения, так и научную деятельность.
• Остаточный принцип финансирования образовательной деятельности, что, в свою очередь, обуславливает:
— острейшую нехватку высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, обладающего педагогическим мастерством и владеющего передовыми технологиями инженерных изысканий;
— падение престижа педагогического труда и отсутствие обновления педагогических кадров;
— отсутствие должной учебно-материальной базы;
— отсутствие передовых методик преподавания, утрата национальных приоритетов в образовательной деятельности;
— полное отсутствие системы подготовки управленческих кадров, базирующейся на комплексном восприятии результата инженерных изысканий;
— формализация послевузовской переподготовки специалистов, доминирование тестовых методик контроля обучения.
2.3. Проблемы в области управления и формирования единого информационного пространства.
• Отсутствие обратной связи между объектами предпринимательской деятельности и органами управления, где определенная часть вакуума стихийно занята саморегулированием;
• Отсутствие обособленных структур управления отраслью в масштабе страны и регионов, аппарат которых практически бы решал проблемы инженерных изысканий;
• Рудименты командно — административных форм и методов управления, не соответствующих ни достижениям в области технических средств и информационных технологий, ни политической системе государства.
• Чрезмерная централизация, как государственного управления, так и саморегулирования, региональная и муниципальная составляющая в отрасли инженерных изысканий практически отсутствует;
• Не осознан и не реализован потенциал саморегулирования, функции которого сводятся к малоэффективному контролю и регламентации деятельности объектов предпринимательства. Саморегулирование пока затратно, малоэффективно и бюрократично ввиду отсутствия разделения функций саморегулируемых и государственных структур;
• Господство коррупции в инженерных изысканиях:
— система государственных закупок порочна и является одним из главных препятствий в развитии отрасли;
— государственная экспертиза предвзята, не эффективна, и безответственна;
— фонды инженерных изысканий не эффективны, закрыты и служат объектом наживы недобросовестного чиновничества.
2.4. Проблемы в области научно-методического и нормативного сопровождения изыскательской деятельности.
• Отсутствует система научных исследований в науках о Земле, обеспечивающих развитие инженерных изысканий.
• Роль фондов как национального достояния, как источника развития отрасли, не осознана и не реализована. Методология создания и функционирования фондов, базирующаяся на современных информационных технологиях, отсутствует.
• Финансирование научных исследований отрасли инженерных изысканий от разработки технических средств до законотворческой деятельности разрозненно и ничтожно.
• Нормативно-техническая база инженерных изысканий устарела и требует коренной переработки.
• Отсутствует понимание геопространственной информации как комплексного продукта изыскательской деятельности: геодезической, геологической, геотехнической, экологической, гидрометеорологической, нет интегрированной оценки качества геопространственной информации.
• Научные исследования разрозненны по содержанию и сосредоточены лишь в отдельных подразделениях. Идеи геоинформационных систем, аккумулирующих результат инженерных изысканий, не развиваются и не реализуются.
3. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предполагается в три этапа.
Подготовительный этап (2012 г.)
Главной задачей этапа считать полную инвентаризацию деятельности и структур отрасли инженерных изысканий.
Работа выполняется Национальным объединением изыскателей в рамках научной работы «Исходное состояние отрасли инженерных изысканий» при тесном взаимодействии и софинансированием с Министерством регионального развития. Информация систематизируется по федеральным округам и состоит из разделов.
1. Технико-технологические средства.
1.1. Виды, количество, фирма изготовитель, год изготовления технических и технологических (программных продуктов) средств, находящихся на вооружении изыскательских организаций.
1.2. Характеристика мощностей отечественных и стран СНГ предприятий по производству технико-технологических средств, перспективы развития.
1.3. Данные об организациях, осуществляющих сертификацию и метрологический контроль техники и технологий (адрес, предмет деятельности, оснащение, персонал).
2. Наука и образование (интеллектуальный ресурс).
2.1. Учебные заведения, их структура, реализуемые программы высшего и среднего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации, учебно-материальная база, характеристика профессорско — преподавательского состава, финансирование, научная деятельность, связь с производством, подготовка научно-педагогических кадров (направление, емкость, результаты), проблемы и перспективы.
2.2. Научные заведения, направления исследований и их качественно — количественные показатели, характеристика сотрудников (ученые степени, специальности, возраст), финансирование, наличие в штате и работа Ученых советов, материальная база исследований, проблемы и перспективы.
3. Управление (информационное пространство)
3.1. Характеристика (наименование, штатная структура, год образования, функции и передовые технологии) государственных структур (федеральных, региональных и муниципальных), отраслевых (Минатом, Газпром, Минэнерго и т.д.) и саморегулируемых структур, осуществляющих управление инженерными изысканиями.
3.2. Обобщенные, неперсонофицированные данные об изыскательских организациях (количество по видам работ, год образования, число сотрудников, их образование, стаж работы по специальности).
3.3. Структура отраслевого законотворчества. Механизм актуализации проблем и их разрешения в законах, нормах, правилах на федеральном и региональном уровне, как отражение обратной связи от объектов управления к органам управления.
3.4. Характеристика органов государственной и негосударственной экспертизы.
3.5. Состояние финансирования (управление, образование, наука, разработка технико-технологических средств, содержание фондов), принципы, структуры и механизм финансирования отрасли в структуре Министерства регионального развития.
3.6. Создание реестра физических лиц, задействованных в инженерных изысканийх.
4. Фонды (информационный ресурс)
4.1. Характеристика структур (год образования, штаты, адрес, ведомственная принадлежность) и содержащихся в них фондов: содержание (виды изысканий), зоны (территория) ответственности, технологии хранения материалов инженерных изысканий.
4.2. Положения, на основе которых осуществляется деятельность фондов, порядок, ежегодные объемы, сроки и плата за пользование материалами инженерных изысканий.
Этап принятие решений (2013 г.)
Главной задачей этапа считать анализ накопленной информации (данных инвентаризации), выработка отраслевой политики и конкретных мероприятий по направлениям развития инженерных изысканий.
Работа выполняется Национальным объединением изыскателей в рамках научной работы «Развитие» при тесном взаимодействии и софинансировании с Министерством регионального развития.
В основу принятых решений следует положить достижение целей по следующим видам деятельности.
1. Технико – технологические средства.
1.1. Обеспечить национальные (в том числе, стран СНГ) приоритеты в сфере производства техники и технологий, поддержка отечественных производителей.
1.2. Способствовать развитию рынка роботизированной техники, представляющей результаты инженерных изысканий в комплексном виде и цифровой форме.
1.3. Обеспечить привлечение иностранных фирм и технологий для технического перевооружения отрасли на базе создания совместных предприятий.
1.4. Обеспечить переход отрасли на программные продукты, позволяющие:
• Системно представить разнородные результаты инженерных изысканий в формате 4D как в интересах капитального строительства, так и управленческих структур органов власти РФ.
• Создавать производные информационные материалы инженерных изысканий в автоматическом режиме.
• Обеспечивать решение управленческих задач, включая прогнозирование последствий природных и техногенных катастроф в реальном масштабе времени.
• Иметь широкий интерфейс и простоту освоения пользователями.
2. Наука и образование (интеллектуальный ресурс).
Совершенствование образовательных услуг и научных исследований, их новизны, качества и эффективности посредством развития сети учебных и научных учреждений, создания (по федеральным округам) учебно-научных центров с определёнными функциями и задачами:
2.1. Формирование единой политики в сфере образования и науки в инженерных изысканиях с учетом природно-климатических и социально-экономических условий федерального округа.
2.2. Разработка и реализация образовательных программ по подготовке многоуровневых специалистов в инженерных изысканиях.
2.3. Управление подготовкой научно-педагогических кадров в федеральном округе.
2.4. Реализация послевузовских программ переподготовки, повышение квалификации, а также аттестации специалистов в инженерных изысканиях.
2.5. Проведение комплексных научно-исследовательских работ по проблемам инженерных изысканий.
2.6. Формирование и управление фондами инженерных изысканий, как основы развития отрасли.
2.7. Подготовка и аттестация специалистов в сфере государственной и негосударственной экспертизы.
2.8. Формирование нового облика преподавателя высшей и средней школы, как высококвалифицированного педагога, сочетающего свою деятельность с научной работой в области экспертизы, а также непосредственно в сфере инженерных изысканий: педагог – ученый – практик.
2.9. Подготовка научных кадров через аспирантуру, докторантуру при обязательном стаже работы на производстве не менее трех лет. Становление преподавателя должно производиться в последовательности: практик – ученый – педагог. Учеба в аспирантуре и научная работа должны составлять единый цикл подготовки педагога.
3. Управление (информационное пространство).
3.1. Создание в Министерстве регионального развития обособленных структур, осуществляющих управление отраслью на федеральном уровне (по федеральным округам).
3.2. Структуризация саморегулирования и создание региональных (по федеральным округам) подразделений, повышение его роли в обеспечении качества инженерных работ. Формирование саморегулирования как института гражданского общества.
3.3. Чёткая регламентация ответственности государственных и саморегулируемых структур за состояние дел в отрасли (техника, технологии, образование, наука, управление, фонды), разработка отсутствующих законов, приказов и положений.
3.4. Формирование института негосударственной экспертизы в инженерных изысканиях (персоналии, ответственность, аттестация, документация, управление (объединения, гильдии, союзы)).
3.5. Внедрение принципиально новой системы государственных закупок, исключающей случаи коррупции и занижения цен на продукты инженерных исследований, обеспечивающей равные возможности участников рынка в реализации производственного и интеллектуального потенциала.
3.6. Утверждение законодательно на федеральном уровне положения о том, что результатом инженерных изысканий является инновационный продукт – геопространственная информация, обладающая уникальными свойствами и характеристиками. Реализация этого фундаментального положения в отраслевых стандартах, нормах, правилах, инструкциях, при экспертизе, формировании и управлении фондами.
3.7. Осуществление комплекса мер, обеспечивающих социальный комфорт работников отрасли, в том числе создание отраслевого профсоюза и общественных объединений, которые обеспечат каждому работнику отрасли свободное и творческое развитие личности, материальное процветание, защиту и поддержку в экстремальных жизненных ситуациях.
4. Фонды (информационный ресурс).
Согласованной и целенаправленной законотворческой, образовательной и научной деятельностью добиться реализации потенциала Фондов инженерных изысканий, как информационного ресурса, обеспечивающего развития отрасли, Министерства регионального развития и государства в целом.
Отсюда:
4.1. Фонды должны быть только в государственном ведении, а их деятельность финансировать за счет федерального и регионального бюджета. Ведомственное ведение фондов инженерных изысканий должно преследоваться по закону.
4.2. Порядок формирования и управления Фондами должны быть регламентированы на федеральном уровне.
4.3. Построение структуры Фондов должно производиться по территориальному принципу и иметь два базовых уровня: муниципальное объединение и федеральный округ.
4.5. Ведение Фондов должно осуществляться только в цифровой форме, по единым государственным стандартам и обеспечивать, как взаимодействие, обмен информацией с иными фондодержателями, так и предоставление требуемых сведений потребителям исходной геопространственной информации.
4.6. Фонды должны обладать потенциалом изготовления производных информационных материалов по данным инженерных изысканий в интересах государственных, саморегулируемых и коммерческих структур.
4.7. Формирование Фондов и предоставление как исходной геопространственной информации, так и её производных должно производиться на платной основе, за исключением случаев, определенных законодательством. Плата за пользование фондом должна входить обязательной частью договора на выполнение инженерных изысканий. Образовательная и научная деятельность в рамках государственных программах обеспечивается фондами безвозмездно.
4.8. Фонды должны быть открыты как внутри страны, так и на межгосударственном уровне, за исключением конкретных объектов и территорий, определяемых законодательством.
Этап формирования и развития отрасли (2012-2025гг.)
Стратегической задачей считать создание механизма управления развитием отрасли инженерных изысканий, формирование новых структур и установление связи между ними и элементами отрасли, обеспечение инновационного пути развития инженерных изысканий.
Реализация этапа должна осуществляться и финансироваться Министерством регионального развития при участии Национального объединения изыскателей.
Решение главной задачи предусматривает комплексный подход к реформированию элементов и видов деятельности системы инженерных изысканий, где центральным местом, объектом приложения первостепенных усилий, являются Федеральные Фонды. Объемы, содержание и качество геопространственной информации, содержащейся в Фондах, являются отражением технико-технологической, образовательной, научной и производственной деятельности в сфере инженерных изысканий, а время предоставления требуемых сведений потребителям информации — отражением действенности системы управлением отраслью.
Фонды должны функционировать в непосредственной связи не только с производством, но и с наукой и образованием, составлять основу интеллектуальной базы отрасли инженерных изысканий. Фонды не могут отвечать требованиям времени, если в их структурах не ведется научная и образовательная деятельность, экспертиза и аккредитация управленческого и производственного потенциала отрасли.
Работа в Фондах должна быть престижной и высокооплачиваемой, а его персонал обладать наивысшими профессиональными и моральными качествами.
Фонды, как хранилища информации изыскательских организаций, заключений экспертизы, данных аттестации будут работать в тесном взаимодействии с саморегулируемыми структурами, обеспечивающими обратную связь от объектов управления к органам управления.
Систематизированная производная информация от производственной, научной и образовательной деятельности ляжет в основу управленческой деятельности Министерства регионального развития.
Заключение
Таким образом, предлагаемая Концепция исходит из того, что России выпал уникальный шанс построения самой передовой, инновационной по сути отрасли инженерных изысканий, поставив во главу угла комплексирование триады интеллектуальной базы инженерных изысканий: фонды, образование, наука в едином заведении федерального значения, Инновационном центре инженерных изысканий, который должен быть создан в каждом федеральном округе.
Инновационный центр инженерных изысканий- это единственный высокоэффективный путь развития любой отрасли, где результатом (продуктом) ее деятельности является информация.
По поручению рабочей группы Санкт-Петербургских
изыскательских, научных и образовательных учреждений:
1. Захаров М.С. , профессор кафедры геотехники ГАСУ.
2. Тарелкин Е.П., Директор саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство по содействию развитию инженерной изыскательской деятельности «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада».
Концепция рекомендована к рассмотрению в Национальном объединении изыскателей.
Протокол № 2 заседания рабочей группы от 23 ноября 2011 года.
Председатель заседания_____________________Брынь М.Я.
Секретарь заседания________________________Волков А.В.