Резолюция по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?» | Информационный портал «Саморегулирование»

Резолюция по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»

РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам Общественных слушаний
«К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»

(28 июня 2010 г.)

В ходе слушаний состоялось обсуждение законопроекта №252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Всеми участниками была обозначена важность и актуальность рассмотрения данного законопроекта с учетом социальной значимости строительной отрасли для общества и государства.

По результатам слушаний были определены следующие основные положения, касающиеся обсуждаемого законопроекта.

- Безопасность строительства

Первоочередной целью законодательства должно быть обеспечение безопасности строительства и эксплуатации строительных объектов.

Особого внимания требует предлагаемое законопроектом уменьшение количества объектов, для выполнения работ на которых требуется Свидетельство о допуске. В результате увеличиваются риски некачественного проведения работ и повышает опасность эксплуатации объектов, исключенных из списка, среди которых: гидротехнические сооружения, аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и т.д.

- Развитие конкуренции

Законопроект создает серьезные преимущества для крупнейших строительных компаний и создает непосильные барьеры для малых и средних предприятий, что противоречит инициативам Президента России по ослаблению фискального, контрольно-административного и финансового давления на малый и средний бизнес.

Предусмотренное в законопроекте фактически заградительное увеличение размеров взносов в компенсационный фонд СРО для генеральных подрядчиков способствует тому, что подавляющее большинство компаний будет поставлено в зависимость от небольшого числа генподрядчиков. По этим же основаниям требует пересмотра повышение минимальных сумм по договорам страхования, а также увеличение минимальных сроков договоров страхования до 5 лет, которое будет под силу только крупнейшими компаниями.

Одним из важнейших направлений эволюции института саморегулирования должно стать развитие конкуренции и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Только развитие конкуренции является эффективным механизмом обеспечения качества строительства и сдерживания роста цен на жилье.

- Обеспечение эффективного контроля в соответствии с принципами саморегулирования

Предлагаемый законопроект, устанавливает полномочия по контролю за саморегулируемыми организациями в руках Национальных объединений, предоставляют руководству таких объединений избыточные контрольные функции и дают возможность взять под тотальный контроль строительную отрасль.

Недопустимым является совмещение в Национальном объединении следующих функций и возможностей:

- функции контроля, проведение плановых и внеплановых проверок;

- возможность инициирования исключения организаций из государственного реестра СРО;

- установление требования к выдаче свидетельств о допуске. В законопроекте не установлен механизм, способный обеспечить надлежащий профессиональный уровень подготовки этих требований ;

- право контроля над размещением денежных средств компенсационных фондов СРО в кредитных организациях и установления требований к кредитным организациям;

- право экспроприации компенсационного фонда ликвидируемых СРО;

- установление минимальных сумм по договорам гражданской ответственности.

С учетом фактически обязательного членства в национальном объединении, такое совмещение функций и наличие беспрецедентного объема полномочий ведет в дискредитации идеи саморегулирования и подмене саморегулирования новой системой тотального регулирования.

Установление же контрольных функций в руках негосударственной организации в совокупности с поправками,предусматривающими условие, что, в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат зачислению на счет Национального объединения, благоприятствует недобросовестной конкурентной борьбе, консолидации и укрупнению СРО руководством национальных объединений.

Институт саморегулирования должен быть направлен в первую очередь на обеспечение эффективного контроля строительных предприятий, обеспечивающего их бесперебойное функционирование, повышение качества и сокращение стоимости строительных работы, безопасность строительства.

Представление и защита интересов саморегулируемых организаций должна осуществляться на принципах добровольности, беспристрастности и транспарентности.

- Обеспечение солидарно субсидиарной ответственности и эффективное управление фондами.

Законопроектом не решается проблема обеспечения сохранности средств компенсационного фонда саморегулируемой организации сохраняется также возможность для злоупотреблений и практически нивелируется система материальной ответственности СРО.

Установления механизма возврата средств из компенсационного фонда без указания на переходный период противоречит общей концепции саморегулирования.

Отдельного внимания заслуживают положения законопроекта, в соответствии с которыми, предлагается размещение денежных средств компенсационных фондов только в тех кредитных организациях, которые будут соответствовать требованиям, установленным национальными объединениями.

Мы считаем, что эволюция института саморегулирования должна проходить по линии обеспечения солидарной материальной ответственности СРО, эффективного и транспарантного управления фондами с четко прописанными требованиями, исключающими возможность для злоупотребления должностными лицами национальных объединений СРО.

- Страхование ответственности

Предложение ввести требование о наличии как договоров страхования гражданской ответственности членов СРО, так и компенсационного фонда заслуживает поддержки.

Однако следует учесть, что фактически предлагаемый вариант страхования для СРО не увязывается с законодательными требованиями ни для обязательного ни для добровольного страхования гражданской ответственности.

Внедрение страхования гражданской ответственности для членов СРО требует детального обсуждения и урегулирования законодательных неточностей и противоречий.

- Обеспечение терминологической ясности

Поддержки заслуживает нацеленность на внедрение четкой регламентации требований к «генеральному подрядчику на выполнение инженерных изысканий», «генеральному проектировщику» и «генеральному подрядчику на осуществление строительства».

и повышение их ответственности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях саморегулирования.

Предусмотренные законопроектом дефиниции требуют обсуждения и серьезной доработки с точки зрения урегулирования вопросов ответственности исполнителей работ и приведения в соответствие с Гражданским кодексом.

Необходимо констатировать, что цель создания полноценного законодательного механизма для решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием ответственности строительных предприятий перед потребителями услуг в законопроекте не достигнута.

Рекомендации

1) Установить членство саморегулируемых организациях на принципах добровольного участия. Предусмотреть возможность наличия нескольких национальных объединений по каждом виду деятельности.

2) Закрепить за национальными объединениями саморегулируемых организаций только те функции, которые предусмотрены действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации — защита интересов саморегулируемых организаций, обсуждение вопросов государственной политики в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в системе:

а) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

б) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

в) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

г) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;

д) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов.

3) Обязательное привлечение в состав совещательных органов национальных объединений СРО представителей государственных органов власти, профильных министерств и ведомств, банковских и страховых структур.

4) Функции установления требований: 1) к выдаче свидетельств о допуске; 2) к организациям, в которых размещается компенсационный фонд СРО должны быть закреплены законодательно за государственными структурами.

5) В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса, уменьшения финансового бремени уплаты высоких страховых премий по обязательным договорам страхования ответственности перед третьими лицами необходимо ввести дифференциацию размера минимального страхового покрытия в зависимости от видов работ.

6) В рамках подготавливаемого проекта Указа Президента Российской Федерации «О единой национальной системе аккредитации в Российской Федерации» контрольные функции Ростехнадзора над СРО можно возложить на независимые организации, созданные из специалистов – профессионалов и аккредитованные уполномоченным государственным органом по аккредитации. Данные организации будут заниматься строительным аудитом СРО по графику проверок Ростехнадзора как планово, так и внепланово. Данное решение позволит разделить функции контроля и функции наказания недобросовестных СРО, что позволит избежать злоупотребления со стороны сотрудников Ростехнадзора.

Разделение контрольных функций над СРО и членами СРО (специально созданные организации при Ростехнадзоре) и функций по защите интересов саморегулируемых организаций и интересов лиц, которым может быть причинен вред вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ранее выполнявшихся членами реорганизованной СРО (в пределах компенсационного фонда) позволит совершенствовать систему саморегулирования в России.