710 из 960 высокодоходных проектных организаций не состоят в СРО | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости нацобъединений, Новости СРО

710 из 960 высокодоходных проектных организаций не состоят в СРО

710 из 960 высокодоходных проектных организаций не состоят в СРО

Об этом заявил Президент НОПРИЗ в ходе  деловой программы форума саморегулируемых организаций – членов НОПРИЗ состоялась конференция «Транспортный каркас системы расселения Российской Федерации. Современные тенденции формирования в увязке с решением задач экономического роста страны».

Мероприятие состоялось для СРО Москвы, Дальневосточного, Приволжского и Уральского федеральных округов Российской Федерации. Его модератором выступил вице-президент НОПРИЗ, координатор по городу Москве Алексей Воронцов.

Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров сообщил, что по результатам совещаний НОПРИЗ, Минстроя России и Минэкономразвития России было выявлено, что 710 из 960 высокодоходных проектных организаций, которые имеют выручку больше 400 млн рублей в год и отслеживаются Минэком по ОКВЭД, не состоят в СРО, поскольку ведут работы в сегменте рабочей документации. Из-за пробела в градостроительном законодательстве такие компании не обязаны соблюдать требование членства в СРО, и, соответственно, не несут никакой финансовой ответственности за свои действия и возможное причинение вреда.

Продолжая совместную работу с Главгосэкспертизой России по анализу случаев неисполнения должностных обязанностей специалиста по организации инженерных изысканий и специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования, определенных статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, НОПРИЗ выявил, что 86 процентов случаев, когда органы экспертизы принимали проектно-сметную документацию у не уполномоченных на это лиц, приходятся на подобные компании, которые формально не обязаны быть в СРО. Более того, выявлены случаи, когда такие организации создавали рабочую документацию, которая не соответствовала той проектно-сметной документации, которая получила положительное заключение экспертизы.

Анвар Шамузафаров подчеркнул, что подобная ситуация стала возможной вследствие того, что в градостроительном и гражданском законодательстве не установлена взаимосвязь между проектной и рабочей документацией. Также из-за этого пробела возникают сопутствующие риски в области качества строительства. Анвар Шамузафаров указал на необходимость установить требование обязательного вступления в СРО организаций по подготовке рабочей документации, а также разработать квалификационные требования к специалистам.

Директор правового департамента Минстроя России, член Совета НОПРИЗ Олег Сперанский выступил с докладом о законотворческих инициативах ведомства по совершенствованию деятельности в отрасли строительства и ЖКХ. Олег Сперанский проинформировал участников конференции о ходе совместной работы Минстроя России, НОПРИЗ и НОСТРОЙ по модернизации механизмов комплексного развития территорий, улучшению градостроительного планирования и систем расселения. Докладчик подчеркнул, что необходимо повысить эффективность градостроительной деятельности, и выразил благодарность Анвару Шамузафарову за активное участие в подготовке конкретных предложений по данному вопросу.

Олег Сперанский проинформировал участников конференции о ходе разработки новой программы расселения аварийного жилья и отметил важность решения вопроса государственного учета и эффективного управления жилищным фондом на всем жизненном цикле ОКС, поскольку в настоящее время довольно остро стоит проблема бесконтрольности эксплуатации нежилого фонда и отсутствия квалификационных требований к специалистам этого профиля.

По словам Олега Сперанского, большое значение для развития отрасли имеет дальнейшее совершенствование системы саморегулирования. Важным аспектом этой деятельности должно стать расширение ответственности СРО за деятельность своих членов. Если ранее в судебной практике было распространено, что СРО возмещают только реально причиненный ущерб, а неотработанный аванс оставался вне фокуса внимания, то сейчас неотработанный аванс тоже признается судами как реальный ущерб и СРО привлекаются к финансовой ответственности. С одной стороны, это позитивная динамика, с другой стороны именно СРО допускают организацию к участию в конкурсах на исполнение государственных контрактов. Поэтому необходимо дальнейшее расширение ответственности саморегулируемых организаций. Минстрой России предлагает установить персональную ответственность физических лиц из числа руководителей СРО и их коллегиальных органов за действия членов СРО.

Олег Сперанский отметил, что саморегулируемые организации вправе установить дополнительные требования к своим членам во всех внутренних документах, но, по исследованной Минстроем России практике, этот инструмент практически не используется. Докладчик напомнил, что Правительство России устанавливает минимальные требования, а конкретизировать их должны СРО.

«Институт саморегулирования эффективнее лицензирования, но надо продолжать системную работу», — подчеркнул Олег Сперанский и добавил, что инструмент займов из компенсационных фондов СРО сработал достаточно эффективно: за счет этого механизма удалось избежать срыва исполнения контрактов на сумму более 1 трлн рублей.

Также директор правового департамента Минстроя России отметил потребность изменения структуры взаимодействия СРО и их членов в пользу расширения использования цифровых сервисов и информационных систем. Одним из ключевых вопросов в этой области, по мнению Олега Сперанского, является синхронизация Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах.

Фото НОПРИЗ

Темы: , ,