Саморегулируемым организациям в сфере строительства следует предоставить право обжалования действий участников госзакупок, поскольку именно СРО несет ответственность средствами своего компфонда за исполнение членов СРО обязательств по госконтрактам. Об этом говорится в материалах очередного ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
«Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предоставляет СРО право оспаривать на федеральном, региональном и муниципальном уровне любые акты и решения органов власти, если они нарушают ее права и законные интересы, — отмечает Титов. — Однако эти права не реализуются в рамках системы государственных и муниципальных закупок».
По словам омбудсмена, по 44-ФЗ и 223-ФЗ у участников закупок есть возможность обжаловать действия заказчика, контрактного управляющего или оператора специализированной электронной площадки. Но СРО не признаётся участником закупки, несмотря на то, что по Градостроительному кодексу несет солидарную ответственность средствами своего компфонда возмещения вреда, причиненного членом СРО вследствие повреждения объекта капитального строительства или нарушения им требований безопасности, а также субсидиарную ответственность средствами компфонда обеспечения договорных обязательств в случае ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору строительного подряда, заключенному в рамках государственного или муниципального заказа.
«Таким образом, в сложившейся ситуации СРО не вправе осуществлять общественный контроль за действиями своих членов, влиять на условиях заключаемых ими договоров, несмотря на то что именно она несет финансовые риски, которые не может никаким образом уменьшить», – отмечается в докладе омбудсмена. И предлагается: посредством поправок в законодательство о контрактной системе наделить саморегулируемые организации в сфере строительства (проектирования, инженерных изысканий) правом обжалования действий (бездействия) участников закупок, а также исключить через поправки Градкодекса ответственность СРО и национальных объединений (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) по договорам, информация о проведении закупок по которым не размещается в открытом доступе.
Также Борис Титов считает избыточным требование к члену СРО, участвующего в закупке, предоставлять какую-либо финансовую (банковскую) гарантию наряду с подтверждением своей ответственности в рамках компфонда СРО договорных обязательств. Такое дублирование ответственности создает дополнительную финансовую нагрузку на предпринимателей, отмечается в докладе президенту, в то время как сформированные саморегулируемыми организациями компфонды «с лихвой обеспечивают потенциальные выплаты государственным (муниципальным) заказчикам».
Кроме того, в аппарате уполномоченного предлагается внести изменения в порядок обеспечения гарантийных обязательств по госконтракту на отдельные элементы объекта капитального строительства: установить раздельное предоставление обеспечения гарантийных обязательств, или же постепенно исключать из суммы обеспечения денежные средства, приходящиеся на элемент, гарантийный срок которого уже истек.