Росавтодор планирует потратить 390,4 млн рублей на разработку автоматизированной системы для анализа ценообразования в дорожном строительстве. С помощью программного комплекса на основе анализа «больших данных» ведомство будет определять начальную стоимость госконтрактов.
На разработку программного комплекса, который уже получил название «Информационная система ценообразования в дорожном строительстве» (ИС ЦДС), Росавтодор объявил тендер. Предполагается, что система будет выполнять эту работу с помощью анализа уже выполненных проектов на основе технологии Big Data. В Росавтодоре считают, что реализация проекта ускорит процесс подготовки закупок. Пока цена контракта в дорожном строительстве определяется вручную, без машинного анализа.
Эксперты поддержали инициативу Росавтодора. Проблема ценообразования в госзакупках действительно существует, отметил в комментарии «Коммерсанту» гендиректор РТС-тендера Владимир Лишенков. «Big Data является наиболее перспективной технологией для определения адекватной цены контракта. Она позволит учитывать множество факторов при расчете цены, в частности специфику региона», — пояснил специалист.
Строительство дорог — это самый объемный сегмент госзакупок в стране, и в нем, по мнению главы организации «СТОПкартель» Александра Кулакова, есть несколько способов украсть деньги. Первый способ — намеренно завысить начальную цену контракта, «чтобы нужный подрядчик смог оставить часть средств себе, а бюджет их недосчитался». Второй, напротив, занизить цены: «тогда подрядчик будет вынужден строить дорогу из некачественных материалов, из-за чего полотно быстро износится, и придется разыгрывать новый тендер на его ремонт». Система, которую хочет разработать Росавтодор, нужна не только отрасли дорожного строительства, но и в целом всем сегментам госзакупок, считает эксперт.