Пути повышения эффективности взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, а также алгоритм совершенствования контрольно-надзорной и разрешительной деятельности – одна из тем, которые обсуждались на Неделе российского бизнеса в Москве. В центре внимания, разумеется, оказалась цифровизация, которая непременно должна поднять на новый уровень работу контрольно-надзорных органов.
Именно об этом говорил в своём выступлении на форуме президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он подчеркнул, что «РСПП ожидает баланса между обязательным и добровольным использованием бизнесом цифрового контроля, сокращения традиционной контрольно-надзорной деятельности при введении цифрового контроля и обязательного перехода на риск-ориентированную контрольно-надзорную деятельность».
По словам вице-премьера российского правительства Константина Чуйченко, в России «до сих пор каждый надзорный орган работает по своим отдельным правилам, а общего, базового законодательства, регулирующего эту деятельность, пока нет». Этот пробел решили заполнить в правительстве: в ближайшее время для широкого обсуждения будет представлен проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности, который может стать базовым для подготовки целого кодекса норм контрольно-надзорной деятельности. По мнению вице-премьера, кроме базового закона могут потребоваться законы отраслевые, при создании которых будет использован накопленный опыт. В качестве примера он привел атомный государственный надзор, который требует особых правил проведения проверок. «Я надеюсь, что в ближайшее время – как минимум к Петербургскому форуму – мы уже представим версию этого закона», — сообщил Константин Чуйченко.
Планируемое изменение парадигмы контрольно-надзорной деятельности требует активного участия и технологов — специалистов, понимающих ее суть, знающих механизмы и процессы изнутри, при этом владеющих цифровым инструментарием и умеющих работать с данными, отметил начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов. Иначе чисто юридический подход может привести к воспроизведению тех же «бумажных» схем, хоть и на более современном уровне. В своем выступлении глава Главгосэкспертизы напомнил, что одной из приоритетных целей, присутствующих в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» является развитие цифровой экономики, в том числе – в сфере деятельности контрольно-надзорных органов. По мнению Игоря Манылова, таким развитием станет переход от нормоконтроля в классическом понимании к управлению данными об объектах капитального строительства.
Создание цифровой среды и переформатирование всего строительного комплекса на соответствующую работу потребует переосмысления и структурной перестройки существующих процессов. Зато цифровизация поможет оптимизировать процесс разработки и совершенствования нормативных документов в сфере строительства, исключить большинство коллизий и предусмотреть решения, которые сегодня требуют разработки специальных технических условий, что ведет к удорожанию и увеличению сроков реализации объекта. Важнейшим этапом на этом пути должно стать создание единой информационной платформы для всех участников процесса реализации инвестиционного объекта на всех этапах его жизненного цикла – «своего рода цифрового конвейера для строительной отрасли», который позволит оптимизировать работу и заказчиков строительства, и проектировщиков, и контрольно-надзорных и разрешительных органов, и участников последующей эксплуатации объекта. Уже реализованная модель перехода экспертных организаций к работе в новом формате может быть в той или иной форме применима как для всего отраслевого профессионального сообщества, так и в других секторах экономики.