Комиссия по вопросам индустрии строительных материалов и технологий Общественного совета, действующего при Минстрое РФ, обсудила необходимость введения в законодательную базу понятия фальсифицированной промышленной продукции и внесла предложения к проекту постановления правительства о требованиях к энергетической эффективности многоквартирных домов.
По информации пресс-службы Общественного совета, заседание комиссии проходило под председательством президента НОПСМ Александра Ручьёва и было посвящено подготовке предложений по введению ответственности в отношении недобросовестных исполнителей по закупке строительных материалов в рамках исполнения контрактов на строительство или реконструкцию объектов капстроительства, а также разработке механизмов освобождения от ответственности добросовестных заказчиков строительства.
По мнению Александра Ручьева, формирование публичных рейтингов поставщиков и производителей на открытых некоммерческих данных, а также на информации, предоставленной поставщиком и подтвержденной его заказчиками, позволит создать комфортную среду для взаимодействия между участниками закупок. Коммерческим компаниям, оказывающим услуги по проведению торгов или сопровождающим эти процессы иными сервисами, может предоставляться услуга оценки рейтинга на принципах, рекомендованных профессиональным сообществом. Члены комиссии предложили разработать и принять регламент формирования такого рейтинга с описанием всех ступеней оценки и выработать меры реагирования в отношении поставщиков стройматериалов, которые систематически нарушают контрактные обязательства и ставят под угрозу выполнение обязательств застройщиков.
О необходимости включения в законодательные акты РФ понятия «фальсифицированная промышленная строительная продукция» заявил гендиректор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко. Он отметил, что действующее законодательство не содержит универсального определения понятия фальсифицированной промышленной продукции, отсюда и отсутствие каких-либо санкций за производство или поставку фальсификата. В то же время органы госнадзора не видят различий между случаями производства и оборота фальсифицированной продукции и случаями нарушения требований технических регламентов. Таким образом, отсутствует государственная политика, направленная на противодействие именно фальсификации продукции, и, по мнению эксперта, нужно предложить Минстрою заняться этим вопросом.
Также в адрес Минстроя решено направить предложения отраслевых экспертов к проекту постановления правительства «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». В документе отсутствует требование обязательного подтверждения показателей энергетической эффективности как при вводе дома в эксплуатацию, так и при последующей эксплуатации — не реже чем 1 раз в 5 лет, что фактически снимает какие-либо гарантийные обязательства с застройщиков по выполнению базовых требований к энергоэффективности МКД.
Также эксперты видят необходимость в требовании установления класса энергетической эффективности для зданий, прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, на основании энергетического обследования. В проекте постановления не предусмотрен график перспективного повышения энергоэффективности зданий на десятилетний период. По мнению экспертов, «незначительное сокращение капитальных затрат на строительство за счет сокращения мер по повышению энергоэффективности МКД приведет к отсутствию положительной динамики в части сокращения потребления зданиями энергии, необходимой для эксплуатации». Эксперты предложили дополнить документ положениями, которые позволят решить указанные проблемы.