Несмотря на сложившуюся судебную практику Ростехнадзор не сдаёт позиций и методично продолжает указывать СРО на необходимость размещения на спецсчетах компфондов в их полном историческом объёме. Ростехнадзор не признает своих ошибок, потому как за них придётся кому-то отвечать, считает глава Агентства правового обеспечения «Защита» Евгений Тысенко, порядком поднаторевший на защите в судах интересов СРО. Свою позицию он изложил в интервью «ЗаНоСтрой.РФ».
На сегодняшний день имеется уже более трёх десятков судебных актов с учётом апелляционных и кассационных постановлений в пользу СРО по делам об оспаривании предписаний Ростехнадзора в части требований о размещении так называемого «исторического максимума» компенсационных фондов СРО на специальных счетах, отмечает Тысенко, и этих дел могло бы быть гораздо больше, если бы не законопроект «об амнистии», залежавшийся под сукном в Госдуме. По мнению юриста, он оказал саморегуляторам «медвежью услугу»: «Я знаю с десяток СРО, которые очень надеялись на законопроект «об амнистии компфондов» и, не желая открыто выступать против Ростехнадзора, не стали оспаривать предписания, предполагая, что этим летом депутаты примут правительственный законопроект, который так активной двигал Минстрой России в прежнем его составе. Однако этого не случилось, а сроки для оспаривания предписаний либо уже истекли, либо истекут в ближайшее время. В итоге нескольким СРО судами уже было отказано в признании предписания недействительным по причине того, что срок действия предписания истёк, а само предписание утратило юридическую силу».
Законопроект «об амнистии компфондов» изначально попал в «нехорошую компанию», считает Тысенко: «Во-первых, он оказался приклеен к очень спорной теме – саморегулирование негосударственной экспертизы; во-вторых, имел очень большое количество авторитетных и, главное, финансово-состоятельных противников, не говоря уже о самом Ростехнадзоре, который открыто высказывался против «амнистии» СРО, потерпевших от несостоятельных банков; в-третьих, продвижением законопроекта в Минстрое и, главное, в правительстве занимались люди, которые уже «немного привстали» со своих кресел, думая о новых местах и перспективах остаться у власти. Ну, а в-четвёртых, кто-то платит за то, чтобы какие-то законопроекты появились на свет, а кто-то платит за то, чтобы они на свет не появились. Обычно и то, и другое недоказуемо, как существование Деда Мороза, но все, как и я, в него верят».
Ростехнадзор, по мнению Тысенко, изначально встал на агрессивно-жёсткую позицию, воспользовавшись низкой юридической техникой 372-ФЗ, и сам стал заложником ситуации: «честь мундира» теперь не позволяет признать свои ошибки, потому как кому-то придётся за них отвечать.
Между тем, Ростехнадзор имеет достаточное количество выигранных процессов по уже изданным приказам об исключении СРО из государственного реестра на основании заключений национальных объединений. Это укрепляет уверенность Ростехнадзора и служит «ключевым оправданием для дальнейшего террора в отношении СРО».
«А вообще, если говорить откровенно, то это всё лирика, — неожиданно заявляет Тысенко. — Идёт передел рынка саморегулирования. При этом имеется значительное количество СРО, которые сохранили «исторический максимум», но при этом, по сути, остались «коммерческими СРО», для которых извлечение прибыли из своего статуса имеет первостепенное значение, а безопасность и качество работ – совершенно не основная цель. Есть СРО, которые переродились в новом формате, не утратив своей квазисаморегулируемой сути. Таким образом, вся эта борьба, основанная на отсутствии или наличии «исторического максимума», не влечёт никакого «самоочищения», о котором так много говорили отдельные высокопоставленные саморегуляторы, а с ними — чиновники Ростехнадзора и Минстроя, в рядах которых, как мы знаем, в настоящее время тоже идёт «самоочищение»».