Страхование ответственности застройщиков в рамках закона, принятого в 2013 году, получилось абсолютно бесполезной вещью, заявил в интервью ТАСС заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Из 56 млрд рублей, собранных страховыми компаниями за время действия этого закона, выплачено было не более 1 млрд. «Минфин предупреждал, что закон работать не будет. Так и получилось», — подчеркнул чиновник.
По словам Моисеева, проблема заключалась не в поведении страховых компаний, а в самой конструкции закона. «У нас нет претензий к страховым компаниям как таковым, и даже когда мы говорим, что они ставили очень низкую ставку, которая ниже, чем даже заниженная по социальным соображениям ставка взносов в фонд дольщиков, — отметил замглавы финансового ведомства, добавив: — Но мы понимаем, что страховые компании это делали, потому что в том виде, как написан закон о страховании ответственности застройщиков, вероятность того, что им придется нести ответственность, минимальна», — отметил он.
Закон об обязательном страховании ответственности застройщиков был принят в 2013 году с подачи депутата Госдумы РФ Александра Хинштейна. О том, что эта система не работает, и выплат по страховым случаям в рамках долевого строительства нет, с тех пор говорили многие. При этом власти обвиняли страховщиков в уклонении от страховых выплат, а последние дружно говорили об отсутствии страховых случаев.
«Половина дольщиков СУ-155 была застрахована, но где эти страховые компании? Они ничего не заплатили», — заявлял на парламентских слушаниях в мае 2017 года тогдашний глава банка «Российский капитал» Михаил Кузовлев.
«Ни по одному страховому случаю за все время существования системы страхования выплат произведено не было», — признал на тех же слушаниях теперь уже экс-председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев.
Не раз критиковал систему страхования ответственности застройщиков и бывший министр строительства Михаил Мень. В 2016 году он выступил за отмену нормы об обязательном страховании ответственности застройщиков и за создание компенсационного фонда долевого строительства, что в итоге и было сделано. На смену механизму страхования ответственности застройщиков пришел Фонд дольщиков: с осени 2017 года застройщики обязаны перечислять в него 1,2% стоимости каждого договора участия в долевом строительстве.
В данный момент страхование ответственности застройщиков по договорам долевого строительства фактически не осуществляется, но страховые компании продолжают нести ответственность по действующим договорам. Недавно глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев выступил с предложением передать портфель страховщиков по страхованию застройщиков в Фонд защиты дольщиков. Данное предложение было поддержано Банком России.
«Все действующие контракты для новых квартир передаются сейчас в Фонд защиты прав дольщиков, — уточнил Алексей Моисеев. — Передать портфель в «Дом.РФ» навряд ли возможно (по закону об организации страхового дела передача страхового портфеля возможна от страховой компании одному или нескольким страховщикам, а «Дом.РФ» не является страховой компанией — прим.ТАСС). Но мы сейчас планируем работу над тем, чтобы страховые компании по существующим договорам передавали ответственность и собранную премию в Фонд защиты прав дольщиков в случае, если нет признаков наступления страхового случая, но с известным регрессом. Если портфель был передан и через две недели произошел страховой случай, должен быть какой-то регресс со стороны фонда. Как в случае с банками — все договоры, заключенные за какой-то период до банкротства, подлежат ревизии. То же самое должно быть здесь. Но в целом предлагается, чтобы страховая компания передавала ответственность и собранные премии в Фонд защиты дольщиков.
Я хочу сразу обозначить важную вещь: если это предложение будет принято, премия должна передаваться пропорционально. Если страховая компания к моменту передачи портфеля несет ответственность в течение половины срока действия договора, то за этот период она должна иметь возможность оставить себе премию. В рамках ГК будет несправедливо действовать по-другому».