Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил главе государства доклад о результатах своей деятельности в 2019 году. В нём содержится оценка созданных в России условий для предпринимательской деятельности, а также предложения по совершенствованию правового положения предпринимательства.
Одна из частей доклада касается строительства. В ней отмечается, что, несмотря на улучшение позиции Российской Федерации в текущем рейтинге Doing Business по направлению «Получение разрешения на строительство», реальный сектор существенных улучшений не чувствует. Количество административных барьеров и уровень коррупциогенных факторов на местах остается практически на прежнем уровне. Чиновники ссылаются на исчерпывающий перечень документов, указанных в статье 51 Градостроительного кодекса РФ и необходимых для получения разрешения на строительство, но на их подготовку предприниматели тратят до 2 лет. При этом пакет документов не зависит от размеров объекта, и многие позиции в перечне являются явно избыточными.
Также омбудсмен отмечает, что, ссылаясь на 131-ФЗ, муниципальные власти нередко отменяют и разрешения на строительство, и градостроительные планы как в период строительства, так и после его завершения, отменяются также и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. В результате предприниматели несут колоссальные убытки в размере стоимости возведенного объекта или объекта незавершенного строительства.
Дополнительные необоснованные затраты несут предприниматели и при подключении объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения. В обязанность застройщикам вменяется оплата работ, которые технологически не являются необходимыми для подключения объектов. Существующие методики расчета стоимости технологического присоединения запутаны и непрозрачны, документы территориального планирования и планы развития инфраструктуры не синхронизируются, что создает благоприятную почву для злоупотреблений. Как результат — стоимость услуг по подключению существенно выше, чем стоимость строительства необходимой инфраструктуры самим застройщиком.
Не всё нормально и на рынке экспертизы проектной документации. Здесь, по мнению омбудсмена, государство монополизирует рынок, и продолжается это не первый год.
«В течение 2017-2019 годов наблюдается планомерная монополизация государством рынка экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Перечень объектов капитального строительства, по которым может осуществляться исключительно государственная экспертиза, постоянно расширяется за счет поправок в Градостроительный кодекс», — говорится в докладе. При этом требование прохождения госэкспертизы для многих объектов явно завышено: этот процесс занимает больше времени и требует больше финансовых затрат в отличие от негосударственной экспертизы.
Еще одной проблемой в докладе названа концентрация застройщиков и производителей стройматериалов вокруг крупнейших агломераций (12 городов с численностью населения 1 миллион человек и более). Строительный бизнес, работающий на всей остальной территории страны в рамках действующего законодательства и экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста, не развивается. А потому у омбудсмена есть большой вопрос к качеству статистической информации о вводе в регионах жилья.