Накануне VII Всероссийского съезда строительных СРО на актуальные вопросы, связанные с развитием системы саморегулирования в строительстве отвечает Президент СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А» Илья Константинов.
- Скоро состоится очередной съезд Национального объединения строителей. Планируется переизбрание Президента и обновление Совета НОСТРОй. Какие задачи, на Ваш взгляд, стоят перед объединением после более чем двух лет работы? Какие существуют проблемы?
К сожалению, в России саморегулирование в строительстве– это система, которая за два с половиной года так и не стала никому ясна. Кроме руководителей СРО никто не понимает, что такое СРО и как они должны работать. Нет системы, нет четкого понимания. В том числе в государственных органах. Взаимодействуя с органами исполнительной власти, мы видим, что чиновники до сих пор не знают, что такое саморегулирование в строительстве. Т.е. в сфере общественной жизни эта новая модель контроля еще не стала понятным и непреложным явлением, и над этим нужно сообща работать.
В Санкт-Петербурге ход подготовки к съезду показывает, что многие руководители СРО вместо того, чтобы выстраивать в этом отношении единую позицию, увлечены стремлением к некому временному кадровому превосходству. На мой взгляд, стремясь к защите собственных лоббистских интересов, мы подрываем систему саморегулирования, это нас дискредитирует. Вместо того, чтобы выстраивать единую позицию, мы критикуем друг друга и это не совсем правильно.
Сегодня нам нужно консолидировано поддержать тех людей, которых мы над собой поставим. Те, кто призван представлять наши интересы в органах государственной власти должны быть обеспечены необходимой поддержкой и надежным тылом. Нужно понимать, что чем слабее позиция наших представителей, тем слабее весь институт СРО.
Институт саморегулирования развивается и сейчас важно занять свое место в общественной жизни и укреплять наш авторитет на всех уровнях. Выполнение этой задачи, на мой взгляд, несовместимо с внутренними склоками.
Нам нужно объединиться, и сосредоточится на выработке консолидированных решений и конкретных предложений по ключевым моментам развития системы. Если мы не освоим государственный подход в своей работе, НОСТРОй рискует стать еще одной «общественной организацей».
- Противодействие коммерциализации саморегулирования практически с момента основания НОСТРОй вошло в приоритетные направления деятельности объединения. Но проблема так называемых «коммерческих СРО» по-прежнему не решена…
Первое, что сегодня в этом отношении надо сделать – это запретить регистрировать новые СРО. Я заглядываю в Государственный реестр СРО и понимаю, что в действительности невозможно найти столько строительных компаний, которые за эти годы не приняли решение о членстве в СРО. Невозможно представить, чтобы спустя два года после введения саморегулирования сто компаний скинулись по триста тысяч и стали ждать, когда же они получат статус саморегулируемой организации, а потом и допуск… Понятно, что их опять создают коммерсанты, а Ростехнадзор регистрирует – шесть штук только за три летних месяца.
Политическое решение о прекращении регистрации новых СРО, по крайней мере, даст надежду на решение проблемы. Как только новые СРО «лепить» будет нельзя, коммерсанты от саморегулирования окажутся «под ударом» и, возможно, поймут, что пора остановиться. Я намерен активно продвигать эту инициативу.
- Какие надежды саморегулируемое сообщество связывает с организацией Госстроя?
Рассчитывать на сиюминутную реакцию Госстроя на саморегулирование и на мощную позитивную поддержку СРО сейчас невозможно. Это новый орган — чтобы выстроить свою систему работы, свою систему координат, для этого ему потребуется как минимум год. Поэтому рассчитывать, что новое агентство кардинально изменит систему и повлияет на саморегулирование в России в ближайшее время, я, к сожалению, не могу. Но в наших руках как можно скорее обратить на себя внимание. Новые силы, свежие идеи, которые, я уверен, присутствуют у руководителя нашего национального объединения, должны быть заявлены.
Для того, чтобы с нами считались, система саморегулирования должна быть ответственной за то, что она делает.