На рассмотрение Государственной Думы представлен законопроект, предполагающий внесение изменений в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ещё восемь федеральных законов, включая Градостроительный кодекс РФ. Документ направлен на развитие гражданско-правового института саморегулирования и повышение его эффективности. Предложенные меры также призваны повысить привлекательность института саморегулирования для отраслей, в которых оно ещё не введено.
Данный законопроект разработали глава думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев и первый замруководителя Комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов. Как поясняют авторы проекта, документ направлен «на нормализацию ситуации, связанную с развитием гражданско-правового института саморегулирования и на создание полноценной структуры его управления в отдельно взятой отрасли путем введения связующего звена — национального объединения саморегулируемых организаций, а также путем установления эффективных (экономически целесообразных) механизмов дополнительной имущественной ответственности членов СРО перед потребителями их работ и услуг».
Проект предусматривает:
- Внесение существенных изменений в понятие «саморегулирование». В предложенной редакции под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность СРО и их национальных объединений по осуществлению публично-значимых функций регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности. В законе предполагается разделение компетенций между СРО, национальным объединением СРО и госрегулятором, наделение их специфическими правами и обязанностями.
- Установление за национальными объединениями и СРО права разработки отраслевых стандартов в соответствующей сфере деятельности. Разработка и установление отраслевых стандартов силами профсообщества посредством СРО и национальных объединений СРО позволит устанавливать наиболее эффективные взаимоотношения с потребителями без необходимости привлечения усилий со стороны государства.
- Предоставление СРО права определения вида обеспечения дополнительной имущественной ответственности перед потребителями. Дополнительная имущественная ответственность — один из важнейших механизмов гражданско-правового института саморегулирования. Благодаря этому механизму идет работа по выявлению недобросовестных членов профсообщества, снятию напряженности во взаимоотношениях с потребителями (в т.ч. досудебное урегулирование споров), установление взаимной ответственности членов профсообщества друг за друга. Дополнительная имущественная ответственность имеет свое монетарное выражение. Для того, чтобы механизм дополнительной имущественной ответственности был эффективен, он должен быть экономически целесообразен для СРО (т.е. не должен быть убыточен для СРО). Поэтому у СРО должно быть право выбора такого вида механизма, который наиболее доступен и удобен для каждой конкретной СРО (коллективное страхование, создание компенсационного фонда).
- Введение новелл (ст. 25-34), содержащих положения о национальном объединении саморегулируемых организаций. Установление условий его создания, определение его компетенций, установление специфических прав и обязанностей в отношении СРО и в отношении госрегулятора. Основной задачей национального объединения является выработка консолидированной позиции профессионального сообщества (через участие в СРО), представление и отстаивание ее перед государственными органами власти, а также выработка и установление единых отраслевых стандартов.
- Установление особенностей корпоративного управления в СРО и национальном объединении. Высшим органом управления корпоративной организации является общее собрание ее членов. Поскольку члены некоторых СРО и национальных объединений функционируют на всей территории РФ, возможность организации заседаний коллегиальных органов управления (общее собрание, президиум) с помощью интерактивных коммуникационных технологий повышает уровень проведения легитимных заседаний коллегиальных органов управления, на которых присутствует необходимый и достаточный кворум для принятия управленческих решений. Не менее важным является установление специальных норм, регулирующих участие в общем собрании членов СРО или национального объединения СРО через представителя. Крайне важным для общественных публичных организаций является наличие близких позиций, с точки зрения реализации основных направлений развития СРО и национальных объединений СРО, между постоянно действующим коллегиальным органом и исполнительной дирекцией. Поэтому в данном законопроекте предложена новация, которая дает право национальному объединению установить исключительную компетенцию по избранию исполнительного директора либо общим собранием членов, либо постоянно действующим коллегиальным органом управления. Также предложено, для расширения числа людей, принимающих участие в выработке корпоративных управленческих решений, обязательное личное присутствие членов постоянно действующих коллегиальных органов на заседаниях таких органов.