К вице-премьеру Дмитрию Козаку, отвечающему за ТЭК и промышленность, может вернуться статус куратора госпрограммы по развитию Крыма. Такой сценарий обсуждается в правительстве, утверждают источники РБК.
«Программа должна быть передана от Мутко Козаку, но Мутко в рамках полномочий по региональной политике тоже будет участвовать, — сообщили источники, отметив, что Козак обладает «беспрецедентным опытом в крымских вопросах». — Мутко тяжело погружаться в историю реализации ФЦП. Он недавно получил полномочия куратора регионов и ФЦП и до сих пор советуется с Козаком по вопросам, связанным с программой. Основные объекты по ФЦП — Крымский мост, «Артек», Симферопольская ТЭЦ — готовы, но остаются вопросы к качеству документации и освоению средств на региональном уровне. Козак посвящен в эти локальные истории». Вопрос о передаче полномочий по кураторству ФЦП решится в ближайшее время, уточнил близкий к региональным властям собеседник РБК.
На министерском уровне за крымскую ФЦП отвечает глава Минэкономразвития Максим Орешкин (на его министерство приходится 84% (555) строек в рамках программы). Замминистра Сергей Назаров входит в правительственную комиссию по развитию Крыма и Севастополя, которую по-прежнему возглавляет Козак. 5 июля в Москве под его руководством прошло совещание по вопросам реализации программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.», на котором обсуждался ход реализации проектов федеральной целевой программы в регионах Крымского полуострова.
Реализация ФЦП по развитию Крыма с самого начала сопровождалась проблемами. Стоимость и объем программы — более 800 млрд руб., большинство денег идет по линии федерального центра и контролируется непосредственно федеральными ведомствами-исполнителями, но часть поступает в бюджеты Крыма и Севастополя и осваивается местными чиновниками.
В 2017 году Республика Крым получила из федерального бюджета 53 млрд руб. на мероприятия ФЦП, из которых освоено было 87%. «Я проехал практически по всем недостроенным объектам ФЦП и убедился, что половину из них можно было спасти и сдать в срок. Просто была некомпетентность, отсутствие контроля и т.д. Вот за это будет наказание. А правоохранители сделают свои выводы. Может, будут и уголовные дела», — говорил глава Крыма Сергей Аксенов в апрельском интервью ТАСС.
В начале июля этого года Аксенов сообщил, что около 40 объектов со сроком завершения строительства в 2017 году до сих пор не введены в строй, и назвал «недостаточным» уровень контроля за ходом строительства и профессионализм контролеров. По 215 объектам было допущено отставание от плана-графика, причины — слабая организация работ, некачественный выбор ряда площадок, длительная подготовка конкурсной документации, увеличение стоимости объектов, дефицит стройматериалов и неразвитость логистической системы.
Претензии есть и к федеральным заказчикам мероприятий. В декабре 2017-го Козак пригрозил уволить ответственных заместителей глав Минтранса и Минобрнауки за нарушения в реализации ФЦП. Сроки ввода объектов по программе развития Крыма и Севастополя выполнены только на 65%. Причины — «слабая» организация, «некачественное» проектирование и опора на украинские аналоги.
Общие объемы финансирования крымской ФЦП неоднократно пересматривались в сторону повышения — последний раз в январе 2018 года, до 837,2 млрд руб. На Ялтинском экономическом форуме в апреле Дмитрий Козак высказался за продление ФЦП, действующей до 2020 года, еще на один-два года.
(Фото: Владислав Шатило / РБК)