Более 900 аварийно-опасных решений выявила в минувшем году Главгосэкспертиза России в представленных проектах на объекты капстроительства, сообщил руководитель госучредения Игорь Манылов на заседании Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.
«Главгосэкспертиза России проводит жесткий мониторинг аварийно-опасных решений, — подчеркнул Игорь Манылов. – Мы вынуждены констатировать, что его данные неутешительны: каждый пятый проект, представляемый на государственную экспертизу, содержит ошибки проектирования. Ежегодно эксперты Главгосэкспертизы выявляют тысячи ошибок, которые в случае их реализации могли бы привести к необратимым последствиям, сотням аварий с тяжелыми и катастрофическими последствиями. Только в 2016 году технические решения, которые могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций, выявлены по 908 объектам, а это более чем 20% от общего количества заявлений».
В 2016 году Главгосэкспертиза России создала резервный фонд, который призван обеспечить покрытие рисков аварийных ситуаций, возникших в результате реализации опасных решений, если они были заложены проектировщиками в проектной документации и не выявлены экспертами в ходе проведения государственной экспертизы. В 2016 году резервный фонд составил 3,2 млрд рублей, сообщил Игорь Манылов.
Работа экспертов Главгосэкспертизы России обеспечивает не только безопасность возводимых объектов капитального строительства, но и направлена на достижение оптимальности использования бюджетных средств. Заявленная сметная стоимость объектов капитального строительства в 2016 году составила 3 трлн. 715 млрд. рублей. По итогам проверок достоверности ее определения, проведенных организациями государственной экспертизы, экономия прямых затрат на строительство составила порядка 534 миллиардов рублей. При этом Главгосэкспертизой России обеспечено более 55 % достигнутой экономии, а именно 295, 7 млрд. рублей.
В 2017 году Главгосэкспертиза России продолжит работу над новыми задачами. К концу текущего года будет создан Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, и с 1 января 2018 года начнется его заполнение.
«За год экспертные организации выпускают 79 280 заключений. Это означает, что по мере заполнения реестра мы будем получать почти 80 000 кейсов для изучения. Таким образом реестр позволит повысить качество проектирования – он предполагает активное использование апробированных решений проектов, признанных экономически эффективными, повысить качество экспертизы – реестр позволяет ввести новую модель контроля деятельности экспертизы со стороны Минстроя России и общества, а также качество строительства – потому что благодаря представленной в нём информации легко будет установить соответствие проекта документации, прошедшей экспертизу. Мы ожидаем, что эффект от этой работы будет уже в ближайшие два-три года, и он будет колоссальный, потому что эти системы дают нам огромную базу знаний, которую мы сможем анализировать и обрабатывать», — отметил Игорь Манылов.
Кроме того, к осени будет завершена работа над созданием федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве. По словам Игоря Манылова, это уникальный проект не только по своим масштабам, но и по срокам его выполнения. «Несмотря на довольно сжатые сроки, мы выполним эту задачу, Главгосэкспертиза располагает всеми возможностями для ее успешной реализации», — заверил членов Совета начальник Главгосэкспертизы.
Завершая свое выступление, начальник Главгосэкспертизы России заметил, что оказание электронных услуг, создание Единого государственного реестра экспертных заключений и федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, реформирование института экспертизы, вся работа, которая проводится сейчас в Главгосэкспертизе России и экспертном сообществе, выступают предтечей перехода в новую информационную реальность, в том числе к внедрению технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. «Мы продолжим курс на реформирование института экспертизы, потому что он должен стать не просто барьером и фильтром для ошибочных и аварийно-опасных решений, но и сформировать необходимые условия для существенного изменения подходов к реализации новых проектов строительства, значительно облегчив их проектирование, оценку затрат и повысив экономическую эффективность капитальных вложений в целом», — резюмировал Игорь Манылов.