Государственная Дума РФ рассмотрит законопроект, направленный на сохранение отраслевых саморегулируемых организаций в атомном, нефтегазовом и электроэнергетическом комплексах России. Правда, только в осеннюю сессию – в сентябре-октябре 2017 года. Об этом Агентству новостей «Строительный бизнес» рассказал один из идеологов данного документа, президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов.
Законопроект №201354-7 был внесен в Госдуму 16 июня и в настоящее время находится в профильном Комитете по транспорту и строительству. «К сожалению, слишком поздно, чтобы быть принятым в весеннюю сессию», — сетует Виктор Опекунов, пеняя на длительность бюрократических процедур. К осени в проект придётся внести изменения (изначально предполагалось, что документ будет принят до 1 июля – т.е. до вступления в силу основных положений 372-ФЗ), включая «законодательную возможность новой интеграции строительных комплексов ТЭК на площадках специализированных СРО с возвращением выплат в компенсационные фонды тех компаний, которые сегодня вынуждены перейти в региональные СРО».
Сегодня, по словам Виктора Опекунова, строительные компании вынуждены подчиниться закону и перейти в региональные СРО, несмотря на то, что так называемый принцип регионализации совершенно противопоказан организациям, задействованным на объектах ТЭК. «Приведу пример из жизни СРО «Союзатомстрой». Один из членов нашего объединения, крупнейший подрядчик по выполнению сложнейшего комплекса пусконаладочных работ на объектах атомной отрасли — АО «Атомтехэнерго» — исторически зарегистрирован в Московской области, в Мытищах, в 500 метрах от МКАДа. При этом никаких работ в Подмосковье он не выполняет, имеет там центральный офис, где работает 100 человек управленческого персонала, а 5000 сотрудников и мощнейшие производственные комплексы находятся на всех площадках сооружения АЭС и других объектов атомной отрасли по всей стране. Теперь законодательство требует от этой организации уйти из СРО «Союзатомстрой», учредителем которой она, кстати, является, и перейти в региональную СРО в Подмосковье. В чем логика такого решения? Более того, ни одна региональная СРО просто не готова к работе с такими компаниями, выполняющими сложнейшие работы на этапе завершения строительства, пуско-наладки и впоследствии эксплуатации энергоблоков АЭС. И таких примеров можно привести десятки», — рассказал В.Опекунов.
По его словам, действующий Градостроительный Кодекс (в редакции 372-ФЗ) совершенно не учитывает специфики деятельности специализированных саморегулируемых организаций, которые объединяют строителей, проектировщиков и изыскателей, выполняющих работы при сооружении сложных инженерных объектов, каковыми являются объекты ТЭК. Но именно эти СРО стали первыми в России профессиональными строительными сообществами, реализующими важнейшие проекты в области оценки соответствия и контроля качества строительно-монтажных работ, разработки ключевых строительных стандартов, учитывающих специфику работы на объектах базовых энергетических отраслей, обеспечения строительных площадок квалифицированными персоналом с обязательным контролем и надзором при сооружении объектов. Реализация этих проектов, в свою очередь, позволила наладить тесное взаимодействие строителей, проектировщиков и изыскателей — заказчика, генподрядчика, генпроектировщика и субподрядных организаций, обеспечив комплексный подход к сооружению энергетических объектов.
«Сегодня же закон вводит нормы, полностью разрушающие данную комплексную систему, — уверен Виктор Опекунов. — Во-первых, такие отрасли как, например, атомная или нефтегазовая не могут работать в условиях так называемого принципа регионализации, предписываемого Градкодексом, когда в СРО должны состоять только организации, зарегистрированные по мету регистрации своей СРО. А во-вторых, отраслевые СРО, для сохранения эффективной системы, направленной на обеспечение качества сооружения объектов, должны объединять не только генеральных подрядчиков, как это указано в новом законе, но и пул субподрядных организаций, реально выполняющих весь комплекс строительно-монтажных работ. Иначе произойдет дезинтеграция всего комплекса энергетического строительства и возникнет риск попадания на строительные площадки компаний, не обладающих необходимыми компетенциями для сооружения объектов ТЭК».
С целью исправить ситуацию и сохранить комплексность саморегулируемых организаций в ТЭК, Виктор Опекунов с коллегами из других отраслевых СРО выступили с инициативой подготовки законопроекта, исключающего требование регионализации системы саморегулирования для строительных компаний, участвующих в сооружении объектов ТЭК, а так же установления требований и порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на таких объектах.
«С такой инициативой мы обратились к руководству фракции «Единой России» в Госдуме. После серьезного анализа предлагаемых изменений с привлечением большого количества экспертов инициатива была рассмотрена и одобрена Комитетом по энергетике Госдумы, Экспертно-консультативным советом фракции по совершенствованию законодательства в сфере экономической политики, промышленности и науки, Координационным советом по законотворческой деятельности «Единой России» и только после этого законопроект №201354-7 внесен на рассмотрение Госдумы депутатами Г.И. Скляром, Е.В. Паниной, И.Н. Игошиным, В.М. Кононовым», — по словам президента СРО «Союзатомстрой», инициатива также была поддержана министром энергетики А.В. Новаком, замминистра экономического развития С.В. Шиповым, гендиректором «Росатома» А. Е. Лихачевым, президентом РСПП А.Н. Шохиным, а также Общественной палатой РФ и ТПП РФ.
«Логика нашего законопроекта продиктована здравым смыслом и самой историей создания ведущих энергетических отраслей. Со времен СССР строительство в топливно-энергетическом комплексе всегда регулировалось отдельно, потому что связано со специальными требованиями к технологиям сооружения объектов, их качеству и безопасности, а также с режимными ограничениями. Это связано еще и с тем, что именно энергетика создает условия для развития всех секторов экономики в стране, а по факту является главной основой экономической и национальной безопасности», — отмечает В. Опекунов. — Теперь наша ключевая задача обеспечить рассмотрение законопроекта в осеннюю сессию Госдумы. А до этого, он должен пройти согласование на уровне субъектов РФ, правительства РФ и рассмотрение профильного Комитета по транспорту и строительству. К сожалению, сейчас мы обязаны дезинтегрировать комплекс и обеспечить переход строительных организаций в регионы, но наш законопроект позволит нам в течение короткого времени снова воссоединить строительный комплекс атомной отрасли в СРО «Союзатомстрой», когда законопроект будет принят».