Совещание получилось весьма представительным. Организаторами мероприятия выступили: группа компаний «Ренова», ФГБУ «Российское энергетическое агентство»,Минэнерго России, Аналитический центр при правительстве РФ, Комитет по энергетике СОСПП и СРО НП «Союз «Энергоэффективность»; среди участников: представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, промышленного сектора, банковского и экспертного сообществ. Определяющей идеей специалисты-энергетики считают то, что значительный потенциал энергосбережения есть во всех отраслях экономики страны.
По мнению участников совещания, кампания по энергообследованиям в России практически провалилась, а энергопаспорта не решили проблему энергоэффективности, так как заказчики не заинтересованы в серьезном энергоаудите. Согласно действующему федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении», все организации, финансируемые из бюджетов, должны были до декабря 2012 года пройти обязательное энергетическое обследование. Считалось, что на его основе будут разработаны программы энергоэффективности, с помощью которых учреждениям удастся выполнить еще одно требование государства и сэкономить на энергоресурсах 15% за 5 лет. К настоящему времени энергетические паспорта сдали, по различным оценкам, лишь 30-50% от организаций, подлежавших обязательному энергоаудиту. И поскольку средств было выделено недостаточно, не проведена достаточная разъяснительная работа, не создана мотивация у заказчиков — бюджетных учреждений, они предпочли формально выполнить требование о наличии энергетического паспорта.
Говорилось о путях финансирования подобных проектов, в том числе, кредитовании, а также о возможностях оздоровления жилищно-коммунального сектора с привлечением энергоэффективных технологий. В ходе работы круглого стола «От энергосервиса – к инжинирингу полного цикла» специалисты обсудили способы поиска новых подходов к осуществлению энергосервисной деятельности, а также проблемы по устранению институциональных и юридических барьеров, мешающих заключению и успешной реализации энергосервисных контрактов в бюджетной, жилищной и промышленных сферах. Открывший его исполнительный директор некоммерческого партнерства Дмитрий Серебряков отметил, что усилия правительства РФ по повышению энергоэффективности себя не оправдали. «Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на одном из совещаний прямо сказал, что на энергосбережение у государства средств нет и нужно привлекать инвесторов, поэтому сейчас нужно определить возможности энергосервиса как инвестиционного механизма», — отметил он.
Модератор круглого стола, эксперт Аналитического центра Дмитрий Хомченко заявил о том, что значительный потенциал энергосбережения, который есть во всех отраслях экономики Российской Федерации, в значительной степени не реализуется. «В том числе это происходит по причине практической невостребованности энергосервисных механизмов, а также из-за неприменения таких механизмов энергосбережения, как энергосервисные контракты», — сообщил он.
Дискуссия также коснулась возможных мер, необходимых для запуска энергосервиса в бюджетной сфере, объединения различных участников рынка для успешной реализации энергоэффективных проектов, успешного привлечения заемного финансирования в такие проекты, возможностей изменения бизнеса энергоаудиторских компаний после изменения требований действующего законодательства.
Систематическое недофинансирование бюджетных организаций по статье «коммунальные расходы», по словам председателя совета директоров ОАО «Новосибирский энергетический центр» Алексея Шибанова, приводит к тому, что энергосервисные компании вынуждены взыскивать средства за уже оказанные услуги через арбитражные суды. «Кроме того, из-за несовершенства законодательства происходит удорожание энергосервисных контрактов, а прокуратура зачастую требует их расторжения, несмотря на их эффективность в плане снижения энергозатрат», — отметил он. В это же время, по его словам, в обществе идет постоянна путаница между понятиями «энергоаудит» и «энергосервис».
«Нам нужно устаканить это в голове, потому что энергосервис постоянно путают с энергоаудитом. Но если говорить про последнее, то это когда компания предлагает клиенту бумагу в обмен на деньги, а первое, когда предлагается «железо», то есть оборудование. Поэтому не все предприятия, которые оказывают услуги по энергоаудиту, могут предложить решение тех проблем, которые выявлены в ходе проверок. А именно это является инвестиционной составляющей», — считает генеральный директор Российской ассоциации энергосервисных компаний Ремир Мукумов.
Еще одной проблемой, которая мешает развитию этой отрасли, по мнению участников совещания, является то, что современное российское законодательство «не заточено» под энергосервис малых предприятий, а у самих профильных кампаний не хватает собственных средств для реализации проектов. При этом до сих пор нет четкой позиции банковского сообщества по выдаче под подобные мероприятия кредитов.
Заместитель генерального директора ООО «ГПБ-Энергоэффект» Владимир Калатузов с претензиями согласился и отметил, что действительно финансово-кредитные учреждения заинтересованы в реализации крупных проектов. При этом глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в УрФО Евгений Офрихтер отметил, что в данном случае проблема вновь сводится к тому, что у органов государственной власти РФ на местах нет понимания, что такое энергосервис. «Банки — не альтруисты, они не будут вкладывать просто так деньги. Мы хотим деньги вернуть», — отметил он.
Позже прошла экспертная дискуссия «Повышение энергетической эффективности как драйвер модернизации промышленности и роста экономики», которую модерировал эксперт Аналитического центра Евгений Гашо. Специалисты обсудили, какой должна быть повестка энергоэффективной модернизации промышленных предприятий, рассмотрели варианты практического применения наилучших доступных технологий, тиражирования успешных проектов, капитализации косвенных эффектов энергосбережения, подготовки кадров и др.
Как отметил управляющий директор ОАО «Свердловэнергосбыт» Георгий Козлов, импульсом для улучшения состояния отрасли ЖКХ могли бы стать выработка законодательных решений, а так же взятие органами власти на себя роли заказчика энергосберегающих систем. «Бизнес, бюджетные организации, операторы ЖКХ до сих пор не раскрыли свой потенциал в этом направлении. Среди сдерживающих факторов — ограниченная доступность заемного капитала на 3-5 и более лет, неготовность инвестировать в долгоокупаемые проекты. В связи с этим, конечным собственником реконструированного оборудования жилищно-коммунальных предприятий должны быть органы местного самоуправления, государство. Такой подход позволил бы сделать большой шаг вперед в развитии сферы ЖКХ в интересах граждан» – заявил он.
Александр Митрейкин, руководитель департамента энергоэффективности Минэнерго РФ считает нынешние проблемы болезнью роста. «С моей точки зрения энергосервис для нас новый инструмент, официально он закреплен в законодательстве только в 2009 году. И эта новизна сыграла негативную роль. Второй главной проблемой является финансирование энергосервисных контрактов. Работа министерством проводится, разработана программа поддержки и дальнейшего развития энергосервиса», — отметил чиновник.
Парадоксальное мнение высказал Ремир Мукумов, он считает корнем зла бюджетное финансирование. «Мешает наличие денег, как только выделяются деньги из бюджетов, энергосервис останавливается», — заявил он.
А Николай Данилов, профессор УПИ, говорил о катастрофических потерях экономики страны: «Это ловушка бедности, энергоемкость экономики у нас в 4 раза выше, чем у развитых стран. Потери гигантские — 420-500 млн. тонн условной нефти, или 350 млрд долларов ежегодно. Вот если заткнем эти дыры, тогда дивизии СС от Харькова отойдут. Пришло время рачительных технократов. Пора создать интернет сообщество под названием «Энергетическое ополчение»».