Минстрой предлагает ограничить возможности застройщиков, работающих по госконтракту, в части привлечения субподрядчиков, — ведомство настаивает на самостоятельном выполнении генеральным подрядчиком не менее 30% работ (в стоимостном выражении) от цены контракта, сообщил «Коммерсант«.
В подготовленном министерством проекте постановления правительства предполагается, что такое условие будет включаться непосредственно в госконтракт на строительство или реконструкцию капитальных объектов, но при условии, что в отношении таких объектов принято соответствующее решение — Белым домом или руководством региона (с начала июля этого года закон о госзакупках (44-ФЗ) предусматривает право Белого дома устанавливать виды и объемы работ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить без привлечения других лиц к исполнению контракта).
Подобных требований стоило ожидать, отмечает издание: власти неоднократно высказывали претензии к компаниям, практикующим массовое привлечение субподрядчиков, особенно когда дело касается крупных госстроек. Самые громкие истории — строительство космодрома Восточный, при котором насчитывалось до шести уровней субподряда, и «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге.
Как заявили «Ъ» в Минстрое, предложенный проект направлен на предотвращение ситуаций, когда ответственность перед заказчиком за качество выполненных работ «размывается» из-за привлечения множества субподрядчиков. Впрочем, комментируя свою инициативу, Минстрой не акцентирует внимание на неприятных историях с субподрядчиками, а вместо этого заверяет: новое требование обеспечит «привлечение более опытных и компетентных исполнителей». В ведомстве также рассчитывают, что обязанность выполнять часть работ самостоятельно позволит сократить сроки работ за счет «снижения времени на мобилизацию на начальных этапах» и «уже существующих и налаженных процессов управления строительством».
Руководитель аппарата Национального объединения строителей Виктор Прядеин связывает идею Минстроя с предотвращением «торговли подрядами» — когда компания, победившая в закупке, полностью раздает все работы на субподряд, оставляя себе определенный процент от цены контракта. Таким образом, не выполняя самостоятельно никаких работ, генподрядчик получает свою выгоду в ущерб прибыли субподрядных организаций, которые непосредственно строят. Однако, говорит господин Прядеин, необходимо учитывать специфику некоторых строительных холдингов, в которых одна компания может заниматься организацией строительного процесса (генподрядчик), остальные — выполняют работы в соответствии со своим направлением: монолит, механизация, инженерные сети.
Партнер «Химки Групп» Дмитрий Котровский полагает, что такая инициатива усложнит для государства задачу по снижению затрат на госконтракты — ужесточение условий приведет к сокращению числа игроков на рынке, соответствующих критерию «соотношение цены и качества», а у оставшихся появится возможность «гнуть свою финансовую политику».
Отметим, Минстрой выступает против злоупотреблений официально оформленными субподрядными отношениями. При этом ранее власти в лице Федеральной антимонопольной службы дали понять рынку, что намерены пресекать и неформальную кооперацию мелких участников рынка при выполнении крупного контракта. Недавно служба уличила десятки предприятий в сговоре при поставках ведомственной формы, хотя последние настаивают, что специфика рынка вынудила их выбирать между совместным выполнением крупного заказа и простоем проигравших борьбу за контракт производств.