Фонд ЖКХ подвел итоги работы по расселению аварийного жилья в 2014 году. По данным госкорпорации, расселено 2,96 млн кв. м и переселено 193 тыс. человек. При этом выявлены нарушения в 35 субъектах, из них восьми регионам полностью остановили финансирование, остальным ограничили выделение 7,18 млрд руб. из-за нарушения сроков выполнения программы, пишет сегодня газета «Коммерсант».
Как отмечает Фонд ЖКХ, ограничение затрагивает менее трети лимитов регионов и «не должно создать препятствия для начала реализации программ переселения в 2015-2016 годах», а большинство нарушителей все же выполнили ее в 2014-м.
Однако, несмотря на формальные успехи в выполнении программы, возникает другая проблема — низкое качество жилья, построенного взамен аварийного. Как отмечает НИЦ «Особое мнение» в своем докладе, который будет представлен сегодня на круглом столе об итогах комплексного мониторинга переселения граждан из аварийного жилья, 65% новых домов в изученных экспертами 27 регионах оказались низкого качества. В 32% новостроек выявлены существенные недостатки, исключающие проживание людей (отсутствие коммуникаций, трещины), еще 33% построены с недоделками. Качественных домов, отмечают авторы доклада, всего около 9%, 26% имеют «мелкие недостатки».
На этот вопрос уже обращали внимание в правительстве на заседании 9 апреля, но в представлении властей проблема менее масштабна. Глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что в 2014 году было выявлено 14 регионов, где зафиксированы факты предоставления жилья, не отвечающего требованиям и даже непригодным для проживания. «К счастью, таких некачественных домов немного. Общий объем, конечно, там не превышает 1%, поэтому это несильно портит картину общую»,— заявил тогда министр.
По данным НИЦ «Особое мнение», чаще всего брак и недоделки встречаются в малоэтажных домах, что объясняется их многочисленностью. Кроме того, исключительно у малоэтажек отсутствуют основные коммуникации. «Можно предположить, что проблемы с подключением коммуникаций стали отчасти результатом того, что проекты не проходят экспертизу и утверждаются муниципальными чиновниками в «экономном» варианте, то есть без затрат на подведение тех или иных инженерных коммуникаций»,— полагают эксперты.
Минстрой декларирует намерение бороться с этим: в 2015 году планируется ввести обязательное наличие допуска СРО при проектировании и строительстве малоэтажных домов, а также экспертизу строительной документации и госстройнадзор для малоэтажек, строящихся по государственным и муниципальным контрактам. Впрочем, наличие допуска СРО также не гарантирует качества строительства: проблему торговли СРО допусками пока ни отраслевому объединению, ни Минстрою решить не удалось.
Еще одна проблема в том, что система торгов при выборе подрядчика построена на принципе снижения цены, поясняет ведущий юрисконсульт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев. «Победитель зачастую экономит практически на всем»,— говорит он. Свою роль играет и попустительство муниципалитетов, которые принимают дома и дают разрешение на ввод их в эксплуатацию. Исправить ситуацию, по мнению господина Гордеева, может персональная ответственность муниципальных чиновников: «Они должны отвечать рублем».