Предусмотренное нацпроектами существенное наращивание объемов строительства жилья и дорог максимально (до 95%) загрузит имеющиеся в стране мощности по производству наиболее востребованных стройматериалов — песка, щебня и битума, констатируют в Министерстве экономического развития. В данной ситуации министерство усмотрело риск возникновения дефицита как мощностей, так и самих материалов, что неизбежно спровоцирует рост цен. Чтобы предупредить неприятности, чиновники предлагают ввести новые мощности и проработать единый порядок распределения лицензий на месторождения общедоступных ископаемых.
По информации «Коммерсанта», министерство направило в правительство проект доклада президенту о потребности экономики в строительных материалах, — анализом ресурсного потенциала строительной отрасли Минэкономики озадачили после апрельского совещания в правительстве на предмет ценообразования на стройматериалы. Как пояснило издание, от состояния отрасли производства стройматериалов сейчас зависит успешность реализации как минимум двух национальных проектов — «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жилье и городская среда». Эти нацпроекты в 2019–2024 годах должны стать основными драйверами спроса в отрасли, поэтому в правительстве стремятся не допустить необоснованного удорожания материалов и, соответственно, увеличения себестоимости стройки.
Как следует из подготовленного Минэкономики доклада, риск роста цен и возникновения дефицита производственных мощностей и даже самих материалов в период реализации нацпроектов присутствует. Потребление песка при строительстве может вырасти на 42% в 2024 году, а уровень загрузки производственных мощностей — до 82%. Аналогичная ситуация и с щебнем — спрос может вырасти на 44%, а уровень загрузки предприятий — до 95%. В связи с этим Минэкономики предлагает разрабатывать новые карьеры, а для развития конкуренции среди добывающих компаний ввести единый порядок распределения лицензий на месторождения общедоступных ископаемых.
«Сейчас цены варьируются в разных регионах и зависят от неравномерности распределения мощностей, а также способности удовлетворять объем спроса»,— говорится в материалах Минэкономики. Конечная цена для потребителя может существенно превышать цену на карьере (на песок — более чем в 2,5 раза, а на щебень — более чем в два раза), что объясняется транспортными расходами и наценками посредников. «Существует риск дальнейшего увеличения стоимости доставки, связанный главным образом с дефицитом полувагонов»,— предупреждает ведомство.
Наибольшие опасения у Минэкономики вызывают риски существенного удорожания битума — при прогнозном росте потребления до 48% уровень загрузки мощностей достигнет 86%, а в периоды пикового спроса — 100%. Удорожание материала может спровоцировать и завершение налогового маневра — ежегодный вклад этого фактора в рост цен на битум оценен ведомством в 10% вплоть до 2024 года.
Более благополучна ситуация с потреблением цемента — его рост к 2024 году прогнозируется до 66% (по сравнению с 2018-м). Сейчас, констатирует Минэкономики, имеется достаточное количество производственных мощностей — их загрузка в 2018 году составила 51%, а к 2024 году она достигнет 84%. «Ввиду их достаточности и сбалансированной географической диверсификации возникновение риска нехватки производственных мощностей, а также значительного роста цены представляется маловероятным»,— считают в ведомстве.
Для снижения рисков дефицита материалов и роста цен на них Минэкономики предлагает принять меры по вводу дополнительных мощностей по производству и хранению битума, сдерживанию роста спроса на него (посредством оптимизации строительных планов). Предложено также проработать единый порядок распределения лицензий на месторождения, а также обсудить возможности увеличения объема поставок грузов железнодорожным транспортом в регионы, в которых ожидается дефицит материалов. Отчасти эти вопросы уже поднимались в правительстве и еще будут обсуждаться, — ведомства представят свои предложения в Белый дом после 20 мая.
(Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ)