В правительстве по поручению президента пытаются оптимизировать механизм выкупа государством социальных объектов, построенных частными инвесторами. Консенсуса пока не достигли: Минфин для повышения прозрачности настаивает на отборе инвесторов по строгим нормам закупочного законодательства, Минэкономразвития предлагает использовать более гибкий механизм ГЧП.
Подвергнуть анализу практику применения этих двух вариантов правительству было поручено ещё в январе 2020-го, — после многочисленных жалоб регионов на действия ФАС: в сделках по выкупу готовых объектов органами власти антимонопольщики усматривали сговор и ограничение конкуренции.
По данным «Коммерсанта», проект доклада президенту подготовил Минфин. Согласно документу, 35 российских регионов успешно выкупают соцобъекты у инвесторов по 44-ФЗ, но предлагают скорректировать механизм: ввести в закон новый вид контракта по закупке будущего объекта (что де-факто является закупкой строительных работ и уже предусмотрено законом), а также дополнительные гарантии выкупа объектов за счет эскроу-счетов и требования согласования их проектов с отраслевыми ведомствами.
Минфин на это возражает: всё это предусмотрено законом, и никакие изменения не нужны. И, ссылаясь на то, что государство выкупает соцобъекты по 44-ФЗ на основании контракта с единственным поставщиком, предлагает отбирать концессионеров по довольно жестким правилам госзакупок.
В Минэкономики закупки и концессии стремятся разграничить и даже разрабатывают законопроект с отказом от возможности стопроцентного бюджетного финансирования ГЧП-проектов. В Минэкономики считают, что идеи Минфина распугают инвесторов и снизят привлекательность ГЧП. В отличие от контрактации по 44-ФЗ концессии, например, допускают переговоры после конкурсных процедур и позволяют снизить риски некачественного строительства, потому как инвестор в дальнейшем сам и эксплуатирует объект.
Также в Минэкономики поддерживают предложение регионов на предмет предоставления гарантии выкупа. Но вместе с тем отмечают: при гарантировании выкупа по 44-ФЗ должны применяться механизмы импортозамещения, а в законодательстве о ГЧП и концессиях такого требования нет, а потому возрастают риски использования госорганами ГЧП-соглашений для обхода требований об импортозамещении.