Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман в очередной раз поднял вопрос о необходимости возврата промышленности строительных материалов под контроль Минстроя РФ. «Появляются новые материалы и технологии, новые машины, механизмы. Все это надо бы рассматривать на коллегиях, общественных советах, принимать решения. Вместо этого регулирование промышленности стройматериалов с легкой руки министра передано министерству промышленности и торговли… Ситуацию надо менять, во главе министерства должны стоять компетентные люди», — заявил почётный строитель в недавнем интервью «Строительству.RU».
Между тем, у самих производителей стройматериалов противоположная точка зрения, утверждает портал «Ради Дома PRO», ссылаясь на опрошенных экспертов.
К примеру, директор Ассоциации производителей стройматериалов Альберт Попов, хоть и признает, что Минстрой, по логике вещей, гораздо ближе к промышленности стройматериалов, нежели Минпромторг, возврат к его руководству отраслью не приветствует. «Мы всегда говорили, что стройка и стройматериалы — неразрывная индустрия. Но для того, чтобы отрасль перешла под контроль Минпромторга, больше усилий приложил не Минпромторг, а сам Минстрой», — заявил он корреспонденту портала.
Альберт Попов вернулся к предыстории вопроса. В советское время существовало отдельное министерство промышленности стройматериалов. Во времена Минрегиона также был специальный отдел промышленности стройматериалов, который занимался всем спектром вопросов отрасли. «Но потом отрасль оказалась в вакууме. Мы начали писать письма во всевозможные инстанции. В результате создали Минстрой, в котором для нас отвели департамент. Но люди, которые туда пришли, и от стройки, и от промышленности стройматериалов были, мягко говоря, очень далеки. Наверное, они были неплохими управленцами и юристами, но они не владели проблематикой и вообще предметом, — рассказывает Попов. — У министерства полностью отсутствовало видение политики, предпринимались лишь какие-то хаотичные действия, которые наносили отрасли больше ущерба, чем пользы. Представители производителей строительных материалов снова начали обращаться с письмами, но они не возымели эффекта — отрасль осталась сама по себе».
В конце 2014 года отраслевики решили создать Национальное объединение производителей стройматериалов, которое занялось поиском регулятора. Таковой нашёлся в лице Минпромторга. «Они дальше от стройки, чем Минстрой. Но они не далеки от вопросов промышленности. И главное — им не лень заниматься отраслевым регулированием», — говорит Попов. Он напоминает, что при Минпромторге создан научно-технический совет по развитию промышленности стройматериалов, который возглавил первый замминистра. Потом был создан отдельный техкомитет 144, который занимается вопросами стандартизации отрасли.
«Минстрою это не очень понравилось, потому что ведомство понимало, что теряет рычаг управления. Но если ты ничего не делаешь, свято место пусто не бывает. Особенно в кризис, когда отрасль требует к себе внимательного отношения и хотя бы словесных интервенций, исполнения функции регулятора», — продолжает эксперт. Он подчеркивает, что у отрасли в бытность сотрудничества с Минстроем так и не появилось основополагающего документа — техрегламента о безопасности стройматериалов. А последней каплей для представителей отрасли стало резко усилившееся лобби в Минстрое отдельных («всем известных») лиц строительной отрасли. «В такой ситуации не хочется дальше плыть в одной лодке с этими людьми», — заключил Альберт Попов.
Перевод отрасли в подведомственность Минпромторгу считает верным решением и руководитель направления по взаимодействию с государственными и общественными организациями Корпорации «ТехноНиколь» Татьяна Кутергина. Она отмечает, что на данный момент Минпромторг отвечает за промышленность строительных материалов, а Росстандарт, подведомственный Минпромторгу, — за ГОСТы на производство материалов и методы их испытаний. При этом применение строительных материалов, в том числе инновационных, обеспечивающих безопасность зданий в течение всего их срока службы, — это зона ответственности Министерства строительства и ЖКХ.
«По нашему мнению, сейчас сложилась сбалансированная ситуация. Работает два комитета — один по строительным материалам, а второй — по строительству. На их базе можно продуктивно решать возникающие вопросы. При этом мы видим, что правительство начало поддерживать производство строительных материалов. Вся работа носит системный, упорядоченный характер, и никакого конфликта интересов нет», — утверждает Татьяна Кутергина.