В правительстве обсуждают варианты передачи социально значимых долгостроев, софинансируемых федеральным бюджетом, с регионального на федеральный уровень. В списке особо значимых — 11 объектов, по которым функции госзаказчика могут быть переданы ППК «Единый заказчик». Общая стоимость этих объектов — не менее 24 млрд рублей.
По информации «Коммерсанта», в правительстве рассматривают три варианта «федерализации» строек. Первый: по соглашению с регионом (речь идёт о региональных объектах) передать функции техзаказчика одной из подведомственных Минстрою структур (например, ФАУ «Роскапстрой»). Второй вариант: регион заключает соглашение с ППК «Единый заказчик» и передаёт ей функции госзаказчика. В этом варианте придётся править 435-ФЗ и статью 79 Бюджетного кодекса (если речь идёт о муниципальном объекте). Третий вариант: ППК «Единый заказчик может строить муниципальные объекты по решению правительства РФ.
В списке долгостроев, по которым требуется вмешательство федерального центра, — медицинский центр областной больницы в Орле, детские клиники в Твери, Ставрополе и Комсомольске-на-Амуре, онкоцентр в Томске, социальный городок в Псковской области (Барановичи), покрытие взлетной полосы в ярославском аэропорту Туношна. Всего таковых 11, общей стоимостью не менее 24 миллиардов рублей.
По данным «Коммерсанта», в Совете Федерации данную инициативу правительства считают назревшей.«Особенно это касается строительства больниц в регионах, где надо быстрее решать проблему повышения доступности и качества медицинских услуг»,— отмечает зампред СФ Галина Карелова. По ее словам, в ряде регионов затянуты сроки разработки проектно-сметной документации необходимого качества, возможно, из-за нехватки квалифицированных специалистов.
«Уровень компетенций в строительной отрасли растет, но у нас уже критические масштабы недостроя, а это и бюджетные деньги, и невыполненные социальные обязательства», — соглашается с коллегой глава Комитета СФ по федеративному устройству и региональной политике Андрей Шевченко.
Отметился комментарием «Ъ» и глава Комитета НОПРИЗ по архитектуре и строительству Алексей Воронцов: проблема низкого качества проектной документации, по его словам, возникла по причине ценовой политики на торгах, вследствие чего контракты получали слабые изыскательские и проектные команды. «Как результат — низкое качество, существенный рост стоимости и увеличение сроков строительства. Если экономика мешает выполнению социальных обязательств, государство обязано взять ответственность и работу на себя. Поэтому необходимо передать единому госзаказчику работы по завершению строительства и сдаче в эксплуатацию таких объектов»,— отметил Воронцов.
(Фото: Александр Миридонов, «Коммерсантъ»)