На прошлой неделе лидер партии «Справедливая Россия» и руководитель одноимённой фракции в Государственной Думе Сергей Миронов обратился с депутатским запросом к заместителю председателя правительства Дмитрию Козаку, в котором просит вице-премьера принять все возможные меры для скорейшего закрепления в законодательстве порядка восполнения компфондов строительных СРО, утраченных в проблемных банках, а до принятия такого закона установить мораторий на внесудебное исключение этих СРО из государственного реестра.
То ли лидер эсеров не знает, что Дмитрий Козак больше не курирует в правительстве строительную сферу, то ли, наоборот, хорошо помнит, что именно он в 2017 году выдал поручение Ростехнадзору проверить с пристрастием все саморегулируемые организации строительной сферы на предмет их соответствия требованиям законодательства и существенно подчистить госреестр. Как бы то ни было, Сергей Миронов выразил озабоченность тем, что национальные объединения НОСТРОЙ и НОПРИЗ «возобновляют массовые исключения из госреестра тех СРО, у которых компфонды были размещены в банках, в настоящее время лишённых лицензий», и что «ситуация в строительной отрасли может дойти до критической отметки».
Поводом для обращения Сергея Миронова к вице-премьеру стал очередной «сигнал SOS» от строительных и проектных организаций, подкреплённый солидным комплектом документов, свидетельствующих о грядущей зачистке государственного реестра от упомянутых выше СРО и формировании списков «на вылет», «которые будут направлены на утверждение в Ростехнадзор». Это происходит не в первый раз, отмечает Сергей Миронов: в 2017-2018 годах в упрощенном, внесудебном порядке по обоюдному согласию Ростехнадзора и Национального объединения строителей из-за нехватки средств в компфондах из госреестра были исключены 78 строительных и проектных СРО.
Справедливороссы уже обращали внимание на эту проблему, а также на то, что возможность зафиксировать как убыток средства, размещенные в банке с отозванной лицензией, а затем восполнить их, исходя из реального (а не «исторического») числа членов СРО, есть только у тех организаций, которые обрели этот статус после 1 июля 2017-го, — в то время как подавляющее большинство «проблемных» СРО были созданы до этой даты.
В марте этого года депутаты «СР» во главе с Сергеем Мироновым внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий в Градкодексе необходимый порядок возмещения компфондов СРО, утраченных в лишённых лицензии банках. Однако правительство в официальном отзыве указало, что считает целесообразным закрепить этот порядок во внесенном им ранее законопроекте, регулирующем деятельность СРО в сфере негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Эсеры принципиально не против: им, по большому счёту, без разницы, как именно будет принято это положение – отдельным законом или в составе правительственного законопроекта; важно, чтобы оно, наконец, заработало. Но проблема в том, что правительственный законопроект был принят Госдумой в первом чтении еще 10 апреля прошлого года, и с тех пор ничего не изменилось. Когда состоится второе чтение этого документа, никому не известно.
Именно поэтому Сергей Миронов просит вице-премьера обратить внимание на проблему, по возможности ускорить процесс и ввести мораторий до принятия нужного документа.
«Мораторий на исключение СРО – временная мера, которую председатель «Справедливой России» предлагает принять правительству, чтобы сложившаяся сегодня ситуация в строительной отрасли не стала критической. Необходимо, чтобы эта административная мера действовала до тех пор, пока порядок восполнения членами СРО компенсационных фондов, утраченных в банках с отозванными ЦБ лицензиями, наконец-таки будет закреплен законодательно, — комментирует появление документа сопартиец Миронова и первый зампредсдателя думского Комитета по бюджету и налогам Александр Ремезков. — Если этого не сделать, под угрозой окажутся 206 СРО, которые объединяют 65 тыс. строительных и проектировочных организаций. В любой момент они могут вылететь из реестра на основании действующей буквы закона о компенсационных фондах. Того самого закона, которым восполнение средств при их утрате предусмотрено только для СРО, получивших свой статус после 1 июля 2017 года».
Если не устранить пробелы в законодательстве и допустить дальнейшее массовое исключение СРО из реестра, тысячи строителей и проектировщиков могут потерять работу, предупреждает Ремезков. А это, как эффект домино, может привести к ещё большим проблемам.