На недавно прошедшем форуме глава Министерства регионального развития заявил, что вопрос о состоятельности саморегулирования больше не стоит. Первый этап развития системы саморегулирования в строительной сфере завершен: сформированны СРО, участники рынка получили необходимые допуски к выполнению различных видов работ.
О том, какие вопросы требуют разрешения на очередном витке развития саморегулирования рассказывает Председатель Совета СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков», председатель Комитета по информационному обеспечению НОП Антон Мороз.
-
Антон Михайлович, какие задачи, на Ваш взгляд, стоят перед саморегулированием на следующем этапе развития?
- Основной нашей задачей на данный момент является оптимизация работы и успешное прохождение фазы отладки системы саморегулирования в строительной отрасли.
Во-первых, профессиональному сообществу необходимо продолжить работу по формированию стандартов СРО, норм технического регулирования. Наше партнерство принимает участие в разработке национальных стандартов и унифицированных требований в рамках работы профильных комитетов и рабочих групп НОП. Эта работа велась в текущем году и будет продолжена в дальнейшем. В частности, на официальном сайте Нацобъединения проектировщиков в плане его работы на 2012 год значится участие в формировании программы актуализации сводов правил (СНиПов), межгосударственных строительных норм (МСН), межгосударственных сводов правил (МСП), а также в их разработке, актуализации и экспертизе. Мы призываем к активному участию в этом процессе всех заинтересованных представителей сообщества – членов нашего партнерства, экспертов, представителей других саморегулируемых организаций, чье мнение должно быть учтено при принятии решений в сфере техрегулирования.
Во-вторых, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. На данном этапе развития саморегулирования возникли проблемы, дискредитирующие эту систему. По сей день остаются нерешенными такие вопросы, как коммерциализация СРО, пассивность контрольных органов, безнаказанность, проблема кадрового дефицита и т.д. Для решения этих проблем необходимо тесное взаимодействие между саморегулируемыми организациями, их членами, общественными строительными объединениями и организациями, национальными объединениями и государством.
-
Что можно сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?
Сегодня деятельность «коммерческих» СРО напрямую связана с неблагоприятной ситуацией, которая складывается в связи с применением Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении государственного заказа». Именно псевдо-строительные компании, фактически купившие допуски в недобросовестных СРО, чаще всего и наиболее необоснованно демпингуют на рынке строительных работ. Поэтому Федеральный закон № 94-ФЗ требует срочного реформирования и государственного участия.
Помимо этого бороться с «коммерческими» СРО можно и собственными силами. Существуют примеры успешного взаимодействия добросовестных СРО с региональными управлениями ФАС России. Не стоит стесняться обращаться в прокуратуру или надзорные органы с просьбой применения санкций к конкретным «коммерческим» СРО. Однако и здесь требуется поддержка региональных органов государственной власти.
Хочу также отметить, что сегодня наше партнерство уделяет особое внимание проекту Федерального закона РФ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ и статью 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ» в части применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области проектирования и инженерных изысканий. Необходимо в кратчайшие сроки уменьшить налоговое бремя на представителей проектного и изыскательского сообщества, предоставив им возможность быть более конкурентоспособными.