В рамках «правительственного часа» в Совете Федерации вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал о мерах правительства, направленных на развитие строительной отрасли и модернизацию дорожно-транспортной инфраструктуры.
По словам вице-премьера РФ, основные задачи отрасли нацелены на улучшение жилищных условий не менее 5 млн человек ежегодно. «Чтобы этот показатель выполнить, мы должны выйти на строительство примерно 120 миллионов квадратных метров в год. Также мы должны в полтора раза повысить качество городской среды и обеспечить долю автомобильных дорог с нормативным состоянием не менее 85%». Суммарно необходимо к 2030 году построить более 1 млрд квадратных метров жилья. Задача, по словам Хуснуллина, выполнимая, и ряд регионов уже демонстрируют соответствующие темпы строительства.
По мнению Марата Хуснуллина, за последнее время стройотрасль пережила два серьёзных потрясения — переход в долевом строительстве на счета эскроу и пандемию, связанную с новой коронавирусной инфекцией. Однако своевременно принятые меры президентом и правительством поддержали отрасль и дали положительные результаты.
Самой успешной мерой поддержки вице-премьер считает снижение ставки по ипотечным кредитам до 6,5%. Сегодня 80-90% всех кредитов на новостройки идет через ипотеку, 865 млрд рублей уже привлечено в экономику, 120 млрд рублей из личных сбережений россияне внесли в виде первоначального взноса по льготной ипотек, около 100 млрд бюджет получит в виде налогов. «Параллельно мы начали заниматься программой сельской ипотеки, у нее огромные перспективы», – отметил вице-премьер.
Рассказал Хуснуллин и о сокращении в отрасли административных процедур (это позволяет ускорить сроки строительства и сэкономить деньги), и о возможности строительных СРО выдавать своим членам займы из средств компфондов (выдано 2,2 млрд рублей), и о планах правительства поддержать субсидиями низкомаржинальные проекты, реализуемые в регионах.
Не скрывал Хуснуллин и существующих в отрасли проблем. Первая – отсутствие новых проектов после перехода на эскроу. Вторая – дефицит строительных кадров, от рабочих до управленцев.
«У меня большой вопрос к тому, какие кадры мы готовим. У нас на местах нет профессиональных кадров, которые умеют проектировать, а еще хуже – не умеют управлять. Когда я проанализировал, сколько руководителей в регионах имеют хотя бы строительное образование, – меньше половины. И как мы тогда будем управлять стройкой, – это сложнейший многофакторный процесс?!. Проблема у нас не в строителях, а в заказчике. Мы не умеем правильно составлять технические задания, не умеем правильно управлять, а потом говорим, что строители плохо строят», — именно поэтому, по словам Хуснуллина, и появилось решение о создании единого госзаказчика по государственным капвложениям в гражданском строительстве.
В списке задач на будущее – снижение ипотечной ставки (до 4-5%), запуск ипотечной программы на ИЖС, комплексное развитие территорий. С энергоснабжающими организациями ведётся диалог о снижении платы за присоединение к сетям возведённых объектов. «Сама стройка сегодня составляет 50-60% затрат, все остальное – земля, сети, банки, попутные услуги», – отметил вице-премьер.
Повышение цен на новостройки зампред правительства связал с целым рядом причин, и льготной ипотеки в этом ряду не оказалось. В списке – переход на счета эскроу, ослабление курса рубля (валютная составляющая в жилищном строительстве — 10 — 30%), нарушение производственных цепочек из-за пандемии. В некоторых регионах выросла зарплата строителей, и это тоже отразилось на стоимости строительства. «Только увеличение предложения и появление конкуренции позволит снизить цену», - напомнил азы экономики вице-премьер.
Впрочем, и в очевидных минусах Марат Хуснуллин увидел плюсы. Повысились цены на новостройки, — значит, у региональных застройщиков, наконец, появилась небольшая маржа. Трудно обойтись без рабочих-мигрантов, — значит, есть повод для повышения производительности труда: «повышать механизацию, улучшать условия работы и принимать необходимые для прорыва отрасли новые технологии», — подчеркнул вице-премьер.