Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания на предмет совершенствования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Государственные и муниципальные закупки во многом определяют эффективность работы всех органов власти, а значит, напрямую влияют на качество жизни граждан», — подчеркнула глава СФ.
Валентина Матвиенко отметила, что за последние годы проделана немалая работа в данном направлении, однако действующая сегодня система закупок по-прежнему остаётся не достаточно эффективной: «Уровень конкуренции низкий, количеству выявляемых нарушений нет числа. И если процедурный контроль в сфере закупок налажен неплохо, то контроль содержательных результатов существенно отстаёт».
Несовершенство существующих механизмов особенно ярко проявилось в ходе реализации национальных проектов. Сложные и длительные закупочные процедуры стали одной из ключевых причин медленных темпов освоения средств. Негативную роль играет также перегруженность и нестабильность контрактного законодательства. С момента принятия 44-ФЗ его текст правили 60 раз, приняли дополнительно более 130 подзаконных актов.
«Настало время провести серьёзную ревизию нормативных актов в этой сфере. Все значимые вопросы должны быть прописаны в законе, и лишь технические моменты могут регулироваться нормативными актами», — озвучила задачу Валентина Матвиенко, особо отметив необходимость упрощения и сокращения сроков закупочных процедур в сфере строительства и капремонта.
В ходе заседания со своими предложениями выступили представители Минфина России, Федерального казначейства, ФАС, Генпрокуратуры, Счетной палаты, профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, банковского сообщества, «Опоры России», а также представители органов исполнительной власти регионов.
Президент Национального объединения строителей Антон Глушков тоже поучаствовал в парламентских слушаниях, утверждает пресс-служба НОСТРОЙ. Однако не выступал, — свои предложения по совершенствованию закупок в строительстве НОСТРОЙ направил в Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, и практически все они «нашли отражение в проекте рекомендаций, подготовленном профильными комитетами Совфеда».
Среди основных инициатив – проведение ревизии нормативных актов в сфере закупок, оптимизация способов госзакупок, введение рейтинга добросовестных поставщиков для повышения уровня конкуренции при государственных закупках, а также введение предквалификационного отбора при допуске к торгам. Для последнего можно ввести декларацию, включающую сведения о публичности компании и ее опыте работы (что, где, когда ею построено), о профессиональном составе (наличии инженерных специалистов и рабочих кадров и их квалификации), о техническом оснащении и наличии собственных оборотных средств у потенциального генподрядчика.
Также в ходе слушаний прозвучали предложения законодательно закрепить механизм использования региональных электронных площадок для осуществления закупок малого объема, разработать типовые банковские гарантии и подготовить предложения по пресечению деятельности «профессиональных жалобщиков», которые тормозят или срывают проведение госзакупок.