Минстрой подготовил поправки к закону о долевом строительстве, согласно которым в случае банкротства застройщика покупателям квартир будет компенсирована сумма, эквивалентная стоимости 100 кв. м. Таким образом, чиновники предлагают тем, кто вкладывает средства в элитное жилье, взять решение всех проблем возможного недостроя на себя.
В распоряжении “Коммерсанта” оказались подготовленные Минстроем ко второму чтению поправки к федеральному закону №214 (214-ФЗ), регулирующему долевое строительство жилья. Одно из предложений касается выплат соинвесторам из компенсационного фонда в случае банкротства застройщика. Власти планируют формировать фонд за счет отчислений девелоперами 1,2% от стоимости каждого из договоров долевого участия в первый год его работы с возможной будущей дифференциацией платежей в зависимости от уровня финансовой устойчивости компании. (Ожидается, что фонд заработает после того, как поправки к 214-ФЗ будут окончательно одобрены депутатами и сенаторами.) В поправках Минстроя говорится об ограничении максимальной площади жилья для целей расчета компенсации 100 кв. м.
Глава Минстроя Михаил Мень подтвердил информацию “Ъ”, добавив, что решение внести этот пункт с конкретным размером ограничений было принято после первого чтения документа в Госдуме. «Такой механизм применяет Агентство по страхованию вкладов»,— напоминает министр. Во многих странах, где реализован механизм гарантий для соинвесторов строительства жилья, предусмотрено ограничение предельной суммы возмещения, отмечает господин Мень.
Если поправки будут приняты, то покупатели дорогих квартир будут сами нести риски в случае недостроя объекта, признает один из федеральных чиновников.
Покупатели элитных квартир проще относятся к рискам недостроя объекта, так как в этом сегменте подобные случаи встречаются гораздо реже, отмечают эксперты «Метриум групп». Однако возможное их исключение из числа тех, для кого предусмотрена помощь компенсационного фонда, считают несправедливым. «Почему покупатели элитных квартир должны самостоятельно нести свои риски, если наравне с покупателями квартир массового сегмента также будут вносить платежи в компенсационный фонд?», — недоумевает представитель компании Екатерина Румянцева. Она отмечает, что данная поправка, безусловно, отразится на элитном рынке. «Покупатели дорогостоящих объектов всегда рассматривают приобретение недвижимости как инвестицию. Потерять из-за долгостроя несколько миллионов долларов не хочет никто, а отсутствие компенсации от властей означает рост рисков вложения. В Европе, где покупка жилья на этапе строительства — распространенная практика, осуществляются поэтапные выплаты: вначале покупатель платит 10% от суммы договора и далее по 30% на каждой стадии готовности», — поясняет Екатерина Румянцева.
Чиновники предлагают различные варианты ограничений выплат из компенсационного фонда. На прошлой неделе глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил, что каждый дольщик должен претендовать на выплату компенсаций за одну квартиру. Таким образом, чиновник пытается исключить из компенсационного механизма инвестиционные квартиры. Один из федеральных чиновников сообщил “Ъ”, что идею ограничить размер компенсации только для одной квартиры продвигают власти Москвы и Казани, но в федеральном правительстве ее пока не поддерживают. Между тем, по данным «Метриум групп», удельный вес инвестиционных квартир в общем объеме предложения не превышает 7%.