Совет государственной экспертизы обсудил вопросы совершенствования процедуры повторной экспертизы и внедрения новой формы работы по экспертному сопровождению проектов. Данной теме было посвящено заседание, состоявшееся 30 августа.
Ключевым вопросом повестки дня стало обсуждение законодательных новелл, направленных на оптимизацию процедур проведения государственной экспертизы. Основное внимание было уделено Федеральному закону от 27 июня 2019 №151-ФЗ, внесшему поправки в законодательство о долевом строительстве в части совершенствования порядка проведения повторной экспертизы проектной документации, а также введения института экспертного сопровождения. В целях реализации положений закона Минстроем при участии Главгосэкспертизы и экспертного сообщества был подготовлен ряд проектов нормативно-правовых актов, содержащих новые положения о порядке экспертного сопровождения, включая процедуры выдачи заключения экспертизы проектной документации и подтверждения соответствия установленным требованиям всех изменений, вносимых в проектную документацию.
«Государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения будет осуществляться теми же экспертными организациями, которые ранее проводили экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Все последующие изменения в проектную документацию будут вноситься на основании договора об экспертном сопровождении. При этом в Единый государственный реестр заключений (ЕГРЗ) будут вноситься только финальные заключения экспертизы проектной документации, выданные органом исполнительной власти или экспертной организацией с учетом изменений на всех этапах экспертного сопровождения. И в таком случае дополнительное направление проектной документации на проведение повторной экспертизы проектной документации не требуется», — говорится в сообщении Главгосэкспертизы.
По словам начальника Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Вадима Полянского, ключевой задачей института строительной экспертизы на современном этапе является его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов, и новая форма работы позволит избежать избыточных процедур повторной экспертизы, что существенно снизит и сократит финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней.
Обоснования необходимости трансформации института государственной экспертизы, а также обзор принятых и готовящихся законодательных изменений в этой сфере были представлены в докладе первого замначальника Главгосэкспертизы России Вадима Андропова. В нём было отмечено, что в настоящее время особенно острой стала задача сбалансированного распределения ответственности между различными группами участников градостроительного процесса: от проектировщиков, архитекторов, инженеров, экспертов — до строителей и сотрудников контрольно-надзорных органов.
Кроме того, в ходе обсуждения были затронуты вопросы, касающиеся стоимости услуг по договору экспертного сопровождения. Рабочий проект поправок к нормативным актам предусматривает оплату за проведение экспертизы в новом формате в размере 10% от сметной стоимости объекта капитального строительства, но многие эксперты с этой цифрой не согласились: по их мнению, такой размер ставки не отвечает реальным объемам работы экспертных организаций, которые кратно возрастут с внедрением института экспертного сопровождения.
О первых результатах деятельности рабочей группы по выработке рекомендаций по совершенствованию института специальных технических условий доложил её руководитель Алексей Серебряков. По результатам проведенного анализа рабочая группа пришла к выводу, что значительное количество случаев применения СТУ связано с неоправданным дублированием требований к разработке одних и тех же технических решений. Первый пакет сформированных предложений направлен на рассмотрение в Минстрой России.
Кстати, по данным ЕГРЗ, сегодня в России действует 642 экспертных организации, из которых 550 оказывают услуги негосударственной экспертизы. При этом в общем объеме выпущенных заключений за первое полугодие (16288 единиц) более половины (68%) приходится на услуги государственной экспертизы. Наибольшая доля заключений выдана в отношении объектов жилищно-гражданского строительства — 52% , на второй и третьей позиции – транспорт и топливно-энергетический сектор (18% и 10% соответственно). По словам руководителя информационно-аналитического центра Главгосэкспертизы Бориса Булынина, негосударственные экспертные организации практически не дают отрицательных заключений по итогам рассмотрения строительных проектов, и поэтому доля отрицательных заключений (9%) почти полностью приходится на итоги государственной экспертизы.