Цифровизация в ближайшее время радикально изменит все территориальное планирование, уверен профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Наринский. Вслед за западными странами Россия будет вынуждена перейти от «аналоговых» генпланов к цифровым. Только так города смогут эффективно развиваться в постоянно меняющемся мире, считает эксперт.
Две стадии цифровизации — компьютеризацию и визуализацию пространственных данных — российские урбанисты уже освоили, отметил он в своем выступлении в рамках международной выставки архитектуры и дизайна «АрхМосква 2019». Следующая фаза — создание инструментов анализа данных. Мы должны перейти от «аналогового» генплана к цифровому генплану, убежден эксперт.
Сегодня генпланы — это документы, которые формируют и фиксируют некие обязательства муниципалитетов со сроком на 20 лет. Прописанные в них показатели никогда и никем не исполнялись. «Все прекрасно знают, что процент выполнения генпланов колеблется от 2 до 10%. В лучшие советские годы он доходил до 15-16%. Это всегда эфимерное прогнозирование будущего», — цитирует эксперта портал «Ради Дома PRO».
Между тем, цифровой генплан — это определение веера возможностей, учет постоянно меняющихся факторов и продвижение в этом диапазоне в постоянно меняющемся мире. Таким образом, «аналоговый» генплан накладывает обязательства, цифровой дает возможности. Эффект от цифрового генплана должен быть двойной. С одной стороны, это помощь муниципалитету — в условиях определенного бюджетного дефицита у муниципалитета появляется инструмент для более объективного принятия решений, на что расходовать бюджетные деньги. А, с другой стороны, у любого девелопера или другого бизнеса появляется инструмент анализа и прогнозирования эффективности своих усилий.
По словам Наринского, одним из инициаторов отмены «аналогового» генплана является Москва. Даже столица, утвердившая генплан в 2010 году, ошиблась в прогнозировании численности населения: заложенная в прогноз цифра в 12 млн человек была превышена уже в 2014 году вместо 2025-го.
«Отменяется не просто генплан, а тот статичный документ, который сейчас есть. Он Москве не нужен. Москва — динамичный город, и ей нужен динамичный генеральный план, документ, определяющий ее развитие», — считает эксперт.
По его словам, проводя работу в этом направлении, Москва зафиксировала 544 показателя (от демографии до сохранения объектов культурного наследия), которые нужно мониторить в рамках цифрового генплана. Ключевой задачей этой деятельности является оценка рисков по обеспечению социально-экономической и экологической безопасности.