Намерение Минстроя перенести запуск ФГИС ЦС встретили яростное сопротивление отраслевого сообщества. В Союзе инженеров-сметчиков уверены, что систему, крайне необходимую в работе стройкомплекса, можно и нужно запускать в ранее обозначенные сроки — 25 марта 2019 года.
Предложение Минстроя о переносе запуска ФГИС ЦС является «безответственным и просто возмутительным», отреагировал на появление проекта постановления правительства с переносом срока на 1 января 2022 года президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. По его мнению, ни технических, ни методических, ни организационных оснований переносить запуск ФГИС ЦС на столь отдаленный срок нет. Обозначенные ранее сроки являются реальными: 25 марта необходимо разместить цены на машины и зарплаты, а с 25 мая — цены на материалы.
«Как специалист, как президент Союза инженеров-сметчиков официально заявляю, что Минстрой России умышленно вводит в заблуждение правительство. В том, что сроки могут быть соблюдены, у меня нет ни малейшего сомнения», — цитирует Горячкина портал «Ради Дома PRO». По его словам, базовый потенциал системы создан достаточно давно, недоработки исправлены еще весной прошлого года. А отдельные нерешенные методические вопросы, касающиеся сбора данных, вполне можно успеть решить до 25 марта.
Также Горячкин напомнил, что только Главгосэкспертиза потратила на прямые контракты под разработку системы около 2 млрд. руб. Всего же расходы на создание ФГИС ЦС составили 4,7 млрд. руб. Теперь выясняется, что на ее доработку требуется еще 3,5 млрд. руб.
«Я считаю, что в Минстрое есть должностные лица, которым выгодно перманентное вялотекущее состояние, при котором можно продолжать тратить госсредства. Они хотят превратить ФГИС ЦС в подобную и уже неработающую систему — ФГИС ЖКХ. Сегодня ФГИС ЖКХ представляет собой никому не нужную электронную свалку отсканированной проектной документации», — говорит Горячкин.
Между тем, внедрение ФГИС ЦС крайне необходимо для работы стройкомплекса, подчеркивает эксперт. Система государственных закупок в области строительства сейчас наравне с оборонкой является доминирующей по объему средств, напоминает он. Но сегодня система госзаказов не имеет ценовых ориентиров, и поэтому нельзя сформировать достоверную максимальную начальную цену контракта. В результате часть госзаказа проходит по завышенным ценам, и потом по этим контрактам работают следственные органы. А вторая часть закупок не находит добросовестных подрядчиков, потому что на заниженные цены никто идти не хочет. Контракты или не исполняются, или подрядчики исчезают, не выполняя свои обязательства (65-70% объема выполняется — и компания закрывается).
По словам Павела Горячкина, в конце прошлого года Ассоциация строителей России обращалась с официальным письмом в адрес российского президента Владимира Путина и вице-премьера Виталия Мутко с просьбой вмешаться в ситуацию. Но пока никакого официального ответа не поступило.