В России готовятся к масштабному применению «Суперасфальта», — так называют в Росавтодоре технологию изготовления дорожных покрытий по методу объёмного проектирования. Технология позволяет подобрать состав покрытия с техническими характеристиками под конкретные условия эксплуатации исходя из климата и транспортных нагрузок, со ссылкой на Росавтодор сообщают «Известия».
В настоящее время разработка стандарта проектирования дорожных покрытий с рабочим названием «Суперасфальт» находится на финальной стадии, сообщили в агентстве. Прежняя методика подбора и оценки качества асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128 морально устарела и уже не позволяет добиться существенного увеличения сроков службы дорожных покрытий. У новой технологии существенные преимущества: межремонтные сроки для дорог увеличатся с 4-5 лет до 12, а первый капремонт потребуется не ранее чем через 24 года.
Данная технология тестировалась на трассах страны в течение трех лет, после чего было принято решение о ее переводе «в национальные стандарты и гармонизации с базой техрегламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
С применением нового метода уже построено более сотни участков федерального и регионального значения – всего 550 км. В частности, методология объемного проектирования асфальтобетонных смесей использовалась на участках трасс А-114 «Вологда–Тихвин», М-5 «Урал», А-108 «Московское большое кольцо». Прибегли к «Суперасфальту» и на строительстве трассы «Таврида». Сейчас метод объемного проектирования наиболее активно применяют в Башкирии и Татарстане.
Методика «хорошая, но не всем по карману», отметил изданию глава объединения «Дормост» Кирилл Иванов. Востребована она будет, скорее всего, лишь в федеральных проектах. «При игре в долгую такой подход вполне может оправдаться, поскольку позволит экономить на эксплуатационных расходах», — аргументирует он.
Кстати, базовые принципы технологии Superpave были изложены советскими учеными еще в 1971 году, но широкое распространение она получила на Западе и в США. Об этом рассказал «Известиям» глава ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров.
Завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев, в свою очередь, предостерегает от слепого копирования американской методологии. «Многие мои коллеги утверждают, что Superpave — панацея от российского бездорожья, позволит обеспечивать нормативные сроки службы асфальтобетонного покрытия. Но у меня полной уверенности в этом нет. Территория США располагается южнее широты города Сочи. Отсюда вопрос: в какой степени эта методология применима к нашим дорогам? Внедрять ее без соответствующей адаптации не следует. А делать выводы об её эффективности можно будет только по итогам долгосрочной эксплуатации участков с «суперасфальтом»», — говорит эксперт.