Комиссия в сфере жилищной политики Общественного совета, действующего при Минстрое РФ, указала на несогласованность двух законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы, — о реновации жилищного фонда в РФ и о правовом регулировании отношений в рамках развития застроенных территорий.
По словам председателя комиссии, президента Фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой, документ, подготовленный в недрах правительства, ущемляет права граждан, чьи дома в рамках развития застроенных территорий попадают под снос.
Напомним, что данный документ регулирует вопросы изъятия земельных участков и объектов недвижимости для государственных и для муниципальных нужд при реализации комплексных проектов по развитию застроенных территорий. Такими объектами могут быть многоквартирные дома – признанные и не признанные аварийными. Согласно законопроекту, жилые помещения в аварийных домах изымаются без согласия собственников. К домам не признанными аварийными предлагается применять тот же подход (их могут сносить в рамках муниципальных программ), как и к объектам инфрасруктуры, — их также предлагается изымать для государственных и муниципальных нужд.
В законопроекте о реновации жилищного фонда заложен совсем другой концептуальный подход: здесь подобные вопросы предлагается решать с помощью голосования собственников жилых помещений в многоквартирных домах, не признанных аварийными, и этот подход оказался членам комиссии ближе.
«Все без исключения поддерживают подход, предложенный в законопроекте о реновации жилищного фонда, — цитирует Надежду Косареву портал ЕРЗ. — То есть, нужно спрашивать мнение тех людей, чье жилье не признано аварийным. К слову, такой подход реализован в Москве в рамках программы реновации жилищного фонда, и было бы странно не спрашивать людей при проведении реновации в других субъектах Федерации».
По мнению членов комиссии, у всех граждан России должны быть равные права, а потому два вышеупомянутых законопроекта в этой части нужно привести «к одному знаменателю». Об этом комиссия сообщила в Минстрой и запросила письменно разъяснить позицию ведомства.
Есть претензии у комиссии и к проекту приказа Минстроя об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью.
«Напомню, то, что раньше называлось «жильем экономического класса», теперь переименовано в «стандартное жилье», — отмечает Надежда Косарева. — Проект приказа Минстроя, как и ранее, предусматривает некий набор физических параметров, касающихся площади жилья (в том числе комнат) и земельных участков, требований к доступности для маломобильных групп, к энергоэффективности зданий, максимальному числу жилых помещений в доме и квартирографии, высоте потолков, отделке жилых помещений и пр. Члены комиссии высказали по этому вопросу как отдельные замечания (предложили еще раз пересмотреть ряд конкретных параметров) так и общие: необходимо более четко прописать цели данного документа, — то есть обозначить случаи, когда такие условия являются обязательными к применению».
Впрочем, как оказалось, члены комиссии так и не сумели понять, для каких целей устанавливается именно такой набор требований к физическим параметрам стандартного жилья. Какая цель при этом преследуется: оптимизация бюджетных расходов, расширение доступности подобного жилья или повышение его качества? Каждая цель диктует свои требования, и они должны быть отражены в данном документе, говорит председатель комиссии.
«Кроме того, нас смущает некое единообразие, заложенное в проекте приказа. Представляется, что должно быть больше вариантов достижения выбранной цели, а не просто жесткий набор условий, предъявляемых к площади жилых помещений, высоте потолка и т.д. С нашей точки зрения, параметры проектных решений и комфортности стандартного жилья должны позволять большую степень дифференциации», — выразила мнение комиссии Надежда Косарева.