Проект закона об архитектурной деятельности, разработанный САР и НОПРИЗ и вышедший было на финишную прямую (разработчики обещали, что он будет принят до конца текущего года), вызвал резкую критику со стороны самих архитекторов. С открытым письмом к профсообществу обратились Сергей Чобан, Олег Шапиро и архитектурный критик Марина Элькина, — они призвали не принимать новый закон об архитектуре, а доработать его со специалистами в области архитектуры и права.
В нынешней редакции закон не сможет способствовать развитию архитектуры в России, уверены авторы письма. Несмотря на то что документ наделяет архитектора особым статусом, предложенные критерии для его присуждения явно избыточны. «Для того, чтобы получить возможность открыть свою практику, молодой человек, получивший образование, должен проработать в архитектурном офисе под руководством российского главного архитектора проектов 10 лет. На деле это означает, что возможность заниматься своими проектами архитектор может при удачном стечении обстоятельств получить ближе к сорока годам. В этом возрасте многие известные современные архитекторы уже успели получить большой опыт самостоятельной работы. Из профессии выпадет как раз то поколение молодых людей, которое сейчас кажется ее главным шансом на обновление», — отмечают авторы послания.
Более того, на каждой профессиональной ступени архитекторам предлагается проходить квалификационную аттестацию, однако в законе не определены ни ее цели, ни ее порядок, ни круг экзаменаторов.
Кроме того, новый закон фактически запрещает работать в России архитекторам из стран, с которыми нет договора о взаимном признании дипломов, что, по мнению подписантов, ограничивает конкуренцию в архитектуре, а, значит, и возможности ее естественного развития.
Не создает документ и по-настоящему действенных механизмов защиты прав архитектора, а в некоторых параграфах и прямо противоречит действующему законодательству в сфере госзакупок. «Это значит, что участие архитектора в строительстве объектов за государственный счет по-прежнему будет вызывать немалые затруднения», — отмечается в письме
Не решает закон и главной заявленной задачи, считают подписанты: он декларирует права автора на произведение архитектуры и участие в проекте на всех стадиях, но не создает по-настоящему действенных механизмов защиты этих прав. «Закон лишь провозглашает, что архитектор во время заключения договора с заказчиком обладает “исключительными правами на результаты своей деятельности”, но здесь нужны гораздо более точные формулировки, которые регламентировали бы реальные взаимоотношения между заказчиком проекта и архитектором, права и обязанности того и другого, порядок разрешения спорных ситуаций», — отмечают архитекторы и предлагают присмотреться к зарубежной практике, где механизмом защиты рынка от злоупотреблений заказчика и недобросовестной конкуренции служат рекомендации относительно минимальных гонораров за работу архитектора, обычно составляющих от 6 до 10 процентов от стоимости строительства.
Указывают авторы письма и на размытость формулировок в других частях предложенной редакции: «Закон справедливо указывает на ответственность архитектора за результаты своей деятельности, но не определяет ни границы, ни меры этой ответственности. Указывает на необходимость проведения архитектурных конкурсов на общественно значимые объекты, однако не обозначает ясно целей проведения таких конкурсов и принципов, на которых должна быть построена их организация».
«Принятие закона «Об архитектурной деятельности» — ответственный шаг, который может определить лицо России на десятилетия вперед. Такой закон должен поддерживать принципы открытости, честной профессиональной конкуренции, а также содержать предельно конкретные формулировки, легко соотносимые с реальной практикой работы в сфере архитектуры. Мы считаем необходимым отложить принятие закона и организовать его широкое профессиональное обсуждение лучшими специалистами в области архитектуры и права», — завершают своё послание архитекторы.