В Общественном совете Минстроя России обсуждают пути совершенствования отраслевой системы образования. На прошлой неделе данную тему поднимали на совместном заседании сразу трёх комиссий совета - комиссии по профобразованию, комиссии по разрешительной деятельности и комиссии по градостроительству и архитектуре.
По словам руководителя Комиссии в сфере градостроительной деятельности, архитектуры и гражданского строительства Татьяны Тихоновой, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами зависит в первую очередь от качества системы образования. От участников заседания ждут конкретных предложений: как повысить это качество в деле подготовки архитекторов и градостроителей? Предложения объединят в резолюцию и направят в Минстрой и Минобрнауки.
Первые предложения прозвучали от руководителя Комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве, гендиректора МОСЭКСПЕРТ Анатолия Воронина, который отметил прямую связь между качеством профессионального образования и качеством проектной документации: «Мы многое потеряли: пропали проектные институты, нет авторского надзора, нет наставничества и передачи опыта. Предлагаю под эгидой НОПРИЗ создать дорожную карту по повышению качества подготовки специалистов. МАРХИ предлагаю ввести «час» экспертизы, где наши специалисты будут рассказывать обо всех аспектах проектной деятельности и экспертизы».
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков отметил, что практикующие зодчие с ужасом смотрят на качество подготовки нынешних архитекторов. «Мы вновь обращаемся к отечественному опыту подготовки специалистов. Я не говорю, что Болонская система себя дискредитировала, но нашу школу мы стали терять, и ее надо восстанавливать. Мы создали при Союзе московских архитекторов с МАРХИ кафедру архитектурного мастерства. Усиление практики во время учебы – правильный путь, надо правильное соотношение установить», – предложил Шумаков.
Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский вступился за свой «цех»: в стране есть великолепные программы и педагоги, а сама архитектурная школа остается одной из лучших, просто этот опыт нужно активнее тиражировать, подчеркнул ректор вуза.
Директор центра оценки квалификаций Союза архитекторов России Марина Котельникова обратила внимание на неравномерный уровень образования по разным вузам и регионам: «С этим большие проблемы. Нужен образовательный стандарт».
Президент НОПРИЗ и председатель Комиссии по саморегулированию Михаил Посохин предложил вариант системного решения проблемы практической подготовки будущих специалистов: «Студенты должны получать практические знания с первых лет обучения. При вузах надо создать проектно-научные подразделения, которые будут выполнять реальные заказы на проектирование. Они не только смогут получать прибыль для вуза, но и обучать студентов, прививать им практические навыки и давать возможность наработать трудовой стаж».
Речь идет именно о реальных проектах, реализуемых по всей строгости норм ответственности за результат, подчеркнул Михаил Посохин. Участие в таких проектах – это и трудоустройство (пусть временное), и возможность профессионального роста рядом с опытными наставниками. НОПРИЗ готов самым активным образом поучаствовать в таких проектах, заверил президент нацобъединения.
Главный архитектор Московской области Александра Кузьмина поддержала мнение о недостаточности практических знаний и опыта у выпускников большинства российских вузов. Решению этого вопроса могла бы поспособствовать система специалитета, привлечение к работе в вузах на постоянной основе практикующих архитекторов, а также придание образовательным программам более прикладного характера: «Иначе студенты не понимают, как деталь крепится к стене, и профессия становится виртуальной».
Также участники заседания говорили о необходимости увеличения бюджетных мест в профильных вузах, введения обязательной профессиональной практики и разработки образовательного стандарта по направлениям, связанным с градостроительством и архитектурой.
Ответственный секретарь Комиссии по профессиональному образованию Надежда Прокопьева напомнила о прешедшем недавно в Красноярске градостроительном форме, где на одной из сессий обсуждалась отраслевая система подготовки кадров. На форуме было предложено разработать Концепцию подготовки кадров для отрасли до 2035 года, вернуть в систему образования по направлению «Строительство» специалитет, на уровне госпрограммы поддержать передовые инженерные школы и развитие движения студенческих стройотрядов, создать при вузах научно-производственные центры и обеспечить выпускников отсрочкой от армии. Все эти предложения были зафиксированы в резолюции форума. Надежда Прокопьева предложила дополнить резолюцию по итогам совместного заседания комиссий и направить в Минстрой и правительство.