Председатель Общественного совета при Минстрое РФ Сергей Степашин вновь поднял тему фальсификата в обороте промышленной строительной продукции. На сегодняшний день доля фальсификата в строительстве достигает 25%, что ставит под угрозу безопасность возводимых объектов, напомнил Степашин на совместном заседании общественных советов при Минстрое и Росстандарте.
Необходимы четкие определения и меры ответственности за производство, реализацию и использование фальсифицированной продукции в отрасли, настаивает Сергей Степашин. Для начала следует ввести в закон само понятие промышленного фальсификата. Общественный совет уже не раз поднимал эту тему на уровне Минстроя. Однако, как выяснилось, данным вопросом должен заниматься Минпромторг, но с его стороны никаких потугов в данном направлении общественники не заметили.
Между тем, законодательное определение фальсифицированной продукции позволило бы ввести некий набор обязательных нормативов и проверять соответствие им материалов, работ и строений, отметил Сергей Степашин. Эту работу необходимо вести параллельно с сокращением количества обязательных норм в строительстве без ущерба для качества и безопасности.
Позицию Степашина поддерживают в РСПП: наличие стандартов позволит ускорить процесс строительства, уверен сопредседатель Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов. Тому подтверждение — 23 ковидных госпиталя, возведённых в рекордно короткие сроки благодаря применению типовых проектов и стальных металлоконструкций.
«Металлурги годами разрабатывали стандарты и своды правил по строительству, и сейчас стоит вопрос о том, чтобы применение стальных конструкций в строительстве узаконить», — отметил Лоцманов.
В РСПП обеспокоены ослаблением контроля на строительном рынке и отменой надзора в целом ряде подотраслей, из-за чего страдает качество и безопасность строек. До введения обязательной сертификации, по словам Лоцманова, доля фальсифицированного цемента в частном потреблении достигала 40%, финансовые потери российских производителей и бюджета исчислялись миллиардами рублей. Сертификация позволила снизить убытки вдвое.