Разработанная Минстроем РФ Методика определения величины накладных расходов – одного из основных документов нормативно-методической базы системы ценообразования в строительстве – вызвала массу замечаний со стороны экспертов. Документ обсуждался на прошлой неделе на заседании рабочей группы по ценообразованию, созданной при министерстве, с участием представителей Главгосэкспертизы и нового замминистра Дмитрия Волкова.
В ходе заседания были изложены результаты анализа предложенной методики с выводами о том, что документ необходимо серьёзно доработать. Как сообщает АНСБ, изданного анализа следует, что разработчики методики установили норматив накладных расходов в размере 74-78% от прямых затрат на оплату труда, хотя их реальная величина составляет от 150 до 200% со среднеотраслевым значением 157%. При этом фонд на оплату труда, относимый на прямые затраты, отражен по оценке в целом по РФ, а ФОТ, относимый на накладные расходы, учтен на уровне, сложившемся в строительстве. Необоснованно исключен из состава накладных расходов ряд статей, предусмотренных самой методикой, отметили эксперты. Необоснованно завышен ФОТ, относимый на прямые затраты.
Предлагаемые методикой нормативы накладных расходов вдвое ниже уровня нормативов в действующем МДС 81- 33.2004. Снижение нормативов в новой методике не обосновано, особенно с учетом значительного изменения отраслевой структуры затрат труда в сторону уменьшения доли рабочих и роста доли интеллектуального труда вследствие научно-технического прогресса. Сложившийся в строительных компаниях фактический уровень нормируемых накладных расходов в целом соответствует тому, который предусмотрен действующим МДС 81-33- 2004 с корректировкой на изменение отраслевой структуры оплаты труда. Однако имеется ряд затрат, возникновение или повышение которых связано с введением новых правил бюджетного финансирования госзаказа и которые не учтены методикой. Например, затраты на оплату услуг по предоставлению безотзывной банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта, рост затрат на обслуживание заемного финансирования. Такие затраты необходимо включить в состав нормируемых, иначе у подрядных организаций не будет источника их покрытия.
Не обоснован принятый методикой и способ расчета накладных расходов исходя из величины сметных затрат на оплату труда. Анализ фактических данных выявил слабую зависимость накладных расходов от ФОТ основных рабочих, отметили эксперты. Ориентация при формировании НР только на оплату труда основных рабочих не соответствует логике научно-технического прогресса и не мотивирует строительный бизнес на использование его результатов.
В связи с вышесказанным рабочая группа сочла целесообразным:
- Привести нормативы НР к уровню, отвечающему современным рыночным реалиям. Накладные расходы – тоже ресурс, без которого невозможны ни организация строительного процесса, ни управление им, и этот ресурс имеет рыночную стоимость.
- Дифференцировать базу для определения НР: расходы, не зависящие от ФОТ основных рабочих, должны рассчитываться исходя из иных параметров сметы.
В результате совещания было решено, что создатели методики проработают каждое высказанное в ее адрес замечание, а также включат в нее затраты на получение банковских гарантий и проценты по банковским кредитам. При этом замминистра поручил подготовить обзор всех подобных обременений, на основании которого в правительство будут представлены предложения для оптимизации расходов строительных компаний.
Также на совещании принято решение по каждой из методик определения сметных затрат организовать рабочие группы для формирования консолидированных предложений по их доработке. По словам Дмитрия Волкова, теперь ни одна методика не будет утверждена без участия профессионального сообщества.
Здесь же участники заседания обсудили новую Методику определения сметных цен на затраты труда в строительстве, вокруг которой также не утихает острейшая дискуссия. К настоящему времени наметились три основных подхода к расчету сметных затрат на оплату труда. Проверку объективности и применимости каждого из этих подходов взял на себя замруководителя Института Генплана Москвы, председатель Комитета по ценообразованию Российского Союза строителей Сергей Головин.