Неделю назад в Москве завершил свою работу X съезд НОСТРОЙ, который, как оказалось, стал знаковым событием для части его участников. О ключевых моментах этого форума на сайте Института проблем саморегулирования (ИПС) рассуждает Илья Константинов, президент СРО НП «ЦОС Сфера-А».
«Судя по всему, НОСТРОЙ в лице президента Николая Кутьина взял курс на изменение самой структуры объединения — путем снижения значимости уровня комитетов НОСТРОЙ и сокращения их количества. На заседании Совета НОСТРОЙ, состоявшемся за день до съезда, было принято решение об освобождении от занимаемой должности председателя Комитета по ценообразованию А.В. Сорокина. Известно, что ликвидации какого-либо элемента организационной структуры предшествует увольнение ее руководителя, что и произошло в случае с А.В. Сорокиным. Кроме того, традиционно перед началом съезда проводятся заседания комитетов, где озвучиваются отчеты об их деятельности за прошедший период и представляются перспективные планы. В этом году вместо таких заседаний состоялось обсуждение проекта Федерального закона «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц».
Отдельно остановимся на проекте закона «О строительном подряде…», который обсуждался накануне съезда и который вызвал неоднозначную реакцию в разных кругах. Несмотря на очевидную «сырость» законопроекта и ряд очевидных недочетов, отметим, что он направлен, прежде всего, на укрепление института саморегулирования, усиление роли саморегулируемых строительных организаций (СРО) в экономике России, а также способствует повышению прозрачности и информированности касательно того, что происходит на стройплощадках, и соответственно, обеспечению качества строительных работ в нашей стране.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что заработать новый закон сможет лишь в том случае, если будет соответствовать реалиям времени. В частности, необходима ориентация на проведение торгов в электронной форме, а не в бумажном виде. Далее, нужен единый электронный реестр всех строительных компаний-членов СРО. Это необходимо, чтобы сформировать удобную для СРО и прозрачную для всех контролирующих структур систему предквалификации строительных компаний при процедуре выбора подрядчика. Только в случае создания такого реестра будет решена насущная проблема «слепой ответственности СРО» — когда в СРО не знают, что и где строят ее члены, что приводит к снижению уровня контроля над их деятельностью и невозможности предотвращения того вреда, который строительные компании могут нанести вследствие непрофессиональных действий своих работников в ходе осуществления строительства.
Наконец, отдельного внимания заслуживает уровень представительности прошедшего съезда. Пожалуй, впервые с момента начала работы НОСТРОЙ на мероприятии присутствовали члены высшего руководства страны. Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ Сергей Нарышкин в своей приветственной речи отметил, что «государство прямо заинтересовано в том, чтобы экономическая политика вырабатывалась в диалоге с представителями отраслей, в том числе через механизмы саморегулирования».
С одной стороны, это является красноречивым свидетельством укрепления позиций СРО в общей системе государственности. Но с другой стороны, такое доверие к саморегулированию сегодня практически целиком зависит от личности руководителя — в данном случае, главы НОСТРОЙ Николая Кутьина
По моему мнению, ближайшие перспективы саморегулирования в строительной отрасли прежде всего зависят от того, сможет ли президент НОСТРОЙ изменить сложившуюся за последние пять лет систему, дискредитировавшую себя наличием «коммерческих СРО», и создать действенную и прозрачную структуру саморегулирования, отвечающую за каждый выданный допуск. Именно это я считаю главным итогом прошедшего съезда».