Агрессивное развитие инфраструктуры, на которое правительство заложило 22 трлн рублей, может не состояться по причине нехватки у исполнителей госзаказов необходимых мощностей. Из-за низкой рентабельности и сбоев в ценообразовании госстроек генподрядные организации не имеют возможности инвестировать в модернизацию бизнеса и наращивают долговую нагрузку, сообщил «Коммерсантъ», ссылаясь на результаты совместного исследования InfraOne Research и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК).
По данным «Ъ», после 2025 года аналитики прогнозируют тотальную нехватку мощностей для строительства инфраструктурных объектов, заложенных во всех нацпроектах. Между тем, финансирование этой работы планомерно растёт: до 2030 года на развитие инфраструктуры в рамках нацпроектов власти планируют направить 25,7 трлн руб. В 2022–2024 годах на автодороги из бюджета будут ежегодно направлять 2 трлн руб., на строительство железных дорог — около 1 трлн руб. Плюс анонсирована масштабная программа «Агрессивное развитие инфраструктуры», на реализацию которой до 2030 года потребуется около 22 трлн руб. Основные её направления — развитие агломераций, создание «городов-турпродуктов», строительство высокоскоростных магистралей.
Однако при текущей ситуации в стройиндустрии реализовать эти планы будет довольно сложно, потому как рентабельность госзаказов остается низкой, утверждают аналитики. В прошлом году, к примеру, общий оборот 170 крупных генподрядчиков и субподрядчиков хоть и вырос на 13,8% (до 4,14 трлн руб.), но их совокупная чистая прибыль, которая направляется в том числе и на модернизацию строительных мощностей, не превысила 1% (в рублях это 42,1 млрд руб.). Одновременно растёт общая долговая нагрузка строителей инфраструктуры: в 2020 году эта сумма достигала 4,5 трлн руб., что на 22% больше совокупной выручки.
Данная ситуация уже привела к сокращению числа генподрядчиков — исполнителей госзаказов. По итогам 2020 года в стране осталось всего шесть крупных организаций с ежегодной выручкой более 100 млрд руб. В списке — строительные компании «Газпрома», «Росатома», «РЖД строй», НИПИГАЗ, «Мосинжпроект» и ГК «Нацпроектстрой». Для сравнения, в Китае таких компаний 160, в США — 12.
Одна из проблем для стройиндустрии — отсутствие понимания генподрядными компаниями конкретных планов госзаказчиков, считают аналитики. В 2020–2021 годах власти, например, перестали открыто публиковать паспорта нацпроектов. Завершить текущие контракты тоже стало нелегко. Правительство хоть и позволило увеличивать стоимость госконтрактов в связи с ростом цен на стройресурсы, но дополнительного финансирования пока что не получил никто.
Ситуацию обостряют недочёты в системе госзаказа и ценообразования, из-за которых подрядчики получают лишь половину изначальной цены контракта по причине большого количества посредников. Плюс (а точнее, минус) – низкие расценки на отдельные виды работ и отсутствие в сметах целого ряда реальных затрат подрядчиков.
(Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС)