Президент корпорации «ТЕХНОНИКОЛЬ», омбудсмен по антимонопольному законодательству Сергей Колесников представил на ПМЭФ-2018 анализ воздействия 5-го антимонопольного пакета на развитие цифровой экономики. Предлагаемые поправки могут нанести серьезный ущерб и ухудшить развитие Российской Федерации в области инноваций, отметил он.
Как соблюсти баланс между инновациями в промышленности и антимонопольным контролем, обсуждалось в ходе работы секции «Трансформация конкуренции. Антимонопольное регулирование в цифровой экономике». Сергей Колесников изложил свое видение проблемы. По его мнению, одной из ключевых проблем сегодня является принятие огромного количества нормативных актов, многие из которых предполагают неоднозначное толкование. Это касается и антимонопольного регулирования. «Я могу сравнить конкуренцию с любовью. Все об этом говорят, но нет ни одного сколько-нибудь однозначного толкования. При этом антимонопольные органы начинают контролировать все большее количество областей экономики», — подчеркнул омбудсмен.
Главная проблема разрабатываемых нормативных актов и 5-го антимонопольного пакета, по словам Колесникова, в отрыве от реальности и текущей практики бизнес-процессов. «Неправильно, когда ведомство говорит о творческом подходе в своей работе. Бизнесу нужна конкретика. Предприниматель должен иметь возможность принимать точные решения, — отметил он. — Бизнес – уже высокорисковая деятельность. Но сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда с принятием новых нормативных актов риски еще больше растут, а возможности сокращаются. Экономике нужен точно настроенный сенсорный шлагбаум, обеспечивающий качественную и дружественную регуляторную среду для добросовестных участников цифровой экономики. Вместо этого 5-й антимонопольный пакет ФАС России предлагает нам бетонную стену, т.к. содержит новые запреты и ограничения».
В качестве примера омбудсмен по антимонопольному законодательству привел несколько предлагаемых новаций пакета. К примеру, планируется запретить доминирующим на рынке компаниям отказывать в передаче данных о потребителях. Но это может нарушить права участников рынка на коммерческую тайну.
«В цифровой экономике совершенно новые скорости появления новых технологий, принятия бизнес-решений. При этом регулятор устанавливает свои сверх-сроки выполнения функций по сделкам экономической концентрации. Например, срок ходатайства по сделке экономической концентрации с согласия правительства РФ может рассматриваться до 5 лет, в то время как сейчас он составляет 3 месяца. Цифровые рынки являются крайне динамичными, и за указанные сроки коммерческий интерес к совершению сделок просто пропадет», — указал Колесников на очередной недостаток.
Принятие предлагаемых новаций может привести к снижению темпов проникновения информационных технологий в различные секторы российской экономики, и в итоге – к регрессии. «Мы призываем антимонопольные органы к диалогу. Для развития цифровой экономики нужно не вводить запреты, а максимально содействовать созданию благоприятной среды для развития технологий, без каких бы то ни было барьеров», — подчеркнул Сергей Колесников.