Правительство Санкт-Петербурга подготовило проект постановления, разрешающего до конца 2022 года «в ряде случаев» вносить изменения в Генеральный план города и Правила землепользования и застройки без предварительных общественных слушаний.
Документ принимается в рамках реализации принятого в марте федерального закона № 58, главный посыл которого — сокращение сроков строительства и защита «от недружественных действий иностранных государств и международных организаций». «Возможность упрощения указанных процедур позволит не снижать темпы жилого и промышленного строительства в РФ», — гласила пояснительная записка к проектируемому тогда закону.
Согласно проекту постановления от Смольного, изменения в градостроительную документацию без слушаний можно вносить при изменении зонирования земельных участков для строительства ипортозамещающих предприятий, для «подготовки размещения объекта федерального значения», если он будет строиться за федеральные средства по госконтракту, истекающему к концу 2022 года, а также для объектов, возводящихся по госпрограммам Петербурга, и инвестпроектов с объемом вложений не менее 7 млрд рублей при условии налоговых отчислений не менее 200 млрд.
Последнее условие возмутило экспертов «Делового Петербурга». «Я считаю, что стоимость проекта не имеет никакого отношения к градостроительному проектированию, поскольку как дешёвый, так и дорогой проект может затрагивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Видимо, по мнению городских властей, если стоимость проекта больше 7 млрд рублей, то граждане внезапно перестают быть субъектами градостроительных отношений и на них перестают распространяться нормы Градкодекса», – цитирует издание юриста Павла Шапчица. «К сожалению, исполнительная власть решила, что под предлогом событий на Украине можно даже перестать делать вид, что она собирает и учитывает какие–то предложения и замечания в рамках общественных обсуждений», – резюмирует он.
Между тем, практика изменения ПЗЗ без общественных обсуждений в Петербурге применялась и до выхода упомянутого выше постановления, отмечает «ДП». По информации, размещённой на сайте городского Комитета градостроительства и архитектуры, последние обсуждения ПЗЗ проходили в ноябре 2020 года. За это время ПЗЗ меняли как минимум дважды: в декабре 2021-го, когда из зон комплексного освоения исключались территории университетского городка СПбГУ в Пушкине, и в начале июля нынешнего года, когда расширяли зону застройки высотками в Ольгино.
Впрочем, ПЗЗ составлены так, что вносить в них изменения приходится чуть ли не каждый год, отмечает другой эксперт «ДП», архитектор Сергей Орешкин. Поэтому «чем меньше из этого устраивают каких-то сложных процедур, тем лучше», считает он.
Также «ДП» напомнил, что ещё в марте похожие меры были приняты и в столице. В выпущенном московской мэрией постановлении говорилось прямо: «в 2022 году не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия правовых актов, предусматривающих… утверждение генерального плана, ПЗЗ, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов…».
(Фото: Сергей Коньков)