Столичные власти объявили конкурс стоимостью почти 1 млрд рублей на разработку методической документации по благоустройству территорий столицы, чем в очередной раз вызвали недоумение со стороны общественности, пишет газета «Известия». Специалисты уверены, что стоимость конкурса завышена — эту работу можно выполнить за 10–30 млн рублей.
Согласно техническому заданию, победитель конкурса за 990 млн рублей должен будет подготовить брендбук, состоящий из нескольких разделов: стандарты благоустройства озелененных территорий (парков, скверов, садов и пр.), зон отдыха у воды, дворовых территорий, площадей перед станциями метро, территорий, примыкающих к социальным объектам (школам, университетам, поликлиникам и пр.).
По мнению экс-главы НИИ Генплана Москвы, руководителя компании «Моспроект-5» Сергея Ткаченко, разработка типовых стандартов не может стоить таких денег. «Типовые проекты делать нужно, это облегчает подходы к проектированию, но таких денег работа стоить не может, это нереальная сумма. Тем более, что это — не конкретный проект благоустройства, а некие правила, общие рекомендации. Подготовить такие рекомендации можно за 10–30 млн рублей, и такая сумма не привлекла бы внимание общественности. Проект благоустройства конкретной территории может стоить от 5 млн до 20 млн рублей, то есть на 1 млрд можно разработать около 100 проектов», — сообщил «Известиям» Ткаченко, отметив, что разработка рекомендаций и проектов по благоустройству столичных улиц, выполненных в 2015 году, тоже стоила около 1 млрд рублей, но была проведена некачественно.
«Сейчас мы видим результат рекомендаций по мощению улиц, тогда эта работа тоже стоила порядка 1 млрд рублей. Упущены некоторые инженерные вопросы, на улицах мы видим лужи, чего быть не должно. Был сделан очень некачественный проект — у строителей не было достаточной документации, чтобы всё сделать хорошо. При этом, когда мы делали Генплан Москвы, над которым работали тысячи человек и компаний, это стоило намного дешевле. Работа длилась в течение 5 лет — с 2004 по 2009 год, и масштабы были колоссальные», — отметил Сергей Ткаченко, затруднившись назвать точную сумму, потраченную на разработку Генплана столицы. Однако, как отмечают «Известия», сейчас ведется работа над новым Генпланом, рассчитанным до 2035 года, который планируется утвердить в 2016 году. Тендер на его разработку выиграл в 2014 году НИиПИ Генплана — стоимость работ составляла 307,7 млн рублей.
Руководитель архитектурного бюро Buromoscow Юлия Бурдова тоже отметила, что создание стандартов благоустройства существенно упрощает жизнь проектировщикам. «С одной стороны, разработка стандартов — это большая научная работа, целое исследование, тем более что здесь предполагается несколько разделов, но 1 млрд — звучит завышено. Мы сейчас занимаемся благоустройством Садового кольца и работаем по стандарту. Это очень подробный каталог, где определены стандарты мощения, озеленения, освещения улиц, выбор малых архитектурных форм и пр. Стандарт должен включать несколько видов решений, чтобы в городе не было сплошного однообразия. Это удобно для проектировщиков, потому что на дизайн уходит очень много времени. А так, получается, для проекта благоустройства конкретного места нужно стандарт привязать к реальной ситуации. Сам проект благоустройства, конечно, тоже никогда не стоит таких денег», — сказала она.
Это не первый тендер столичных властей, который вызывает вопросы у общественности, отмечают «Известия». В начале 2015 года привлек внимание тендер на 922 млн рублей на разработку проектов методических документов для реализации программы «Моя улица», который выиграло ООО «КБ «Стрелка». Специалисты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) увидели в сроках этого конкурса и его цене коррупционные факторы.
ОНФ изучил тогда условия тендера и пришел к выводу, что власти столицы создали все условия для победы КБ «Стрелка», с которой был заключен контракт на сумму 922 млн рублей. У общественников было несколько претензий — во-первых, конкурс был объявлен 27 декабря 2014 года, а завершился прием заявок уже 16 января. Также ОНФ показалась завышенной цена, тем более что на разработку брендбука было выделено 315 млн рублей, и еще 607 млн — на сопровождение заказа по соблюдению его исполнения. Реализация программы «Моя улица» запланирована на 2015–2018 годы: за это время должно быть благоустроено около 4 тыс. улиц, на что будет выделено более 125 млрд рублей.