В условиях бюджетной экономии Белый дом меняет подход к финансированию республик Северного Кавказа. Согласно новой редакции госпрограммы развития Северо-Кавказского федерального округа на 2016-2020 годы, средства на нее урезаются почти на 10%, при этом впервые сокращаются расходы на решение социальных вопросов в пользу инвестиций в развитие местной налоговой базы.
На заседании правительственной комиссии по развитию СКФО, которое состоялось 29 июля, Министерство по делам Северного Кавказа представило новую редакцию госпрограммы развития региона до 2025 года. Как отмечает газета «Коммерсант», первый этап программы развития СКФО завершается в 2015 году, второй рассчитан на 2016-2020 годы. «Это не реестр социальных обязательств федерального бюджета, программа должна быть полноценным инструментом развития экономики округа»,— заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Фактически Белый дом утвердил концепцию, в рамках которой ранее сделанные инвестиции в социальную сферу, в человеческий капитал и в выравнивание бюджетной обеспеченности в СКФО с 2016 года должны быть претворены в инвестиции, значительно увеличивающие налоговую базу в регионе.
Как пояснил «Ъ» глава Минкавказа Лев Кузнецов, необходимость корректировки госпрограммы связана с изменением экономической ситуации в стране. По его словам, на первом этапе она была больше ориентирована на социальные проблемы, теперь её основная задача смещается на развитие реального сектора экономики, «который бы создавал новые рабочие места, увеличивал налоговые поступления, и через это мы уже решали бы социальные вопросы».
В целом федеральное финансирование госпрограммы в соответствии с проводимой Минфином политикой сокращения расходов будет уменьшено. Действующая редакция предусматривает в 2016-2020 годах 164 млрд руб. госсредств, в новой версии — около 150 млрд руб. «Через изменение структуры программы, в том числе через более активное участие институтов развития, мы надеемся на привлечение частных инвестиций»,— отметил Лев Кузнецов. По его словам, программа будет субсидировать ставки и помогать создавать инфраструктуру, что «критично важно для инвесторов, особенно на Кавказе».
Реализация инвестпроектов будет построена на механизме софинансирования: 40% — госвложения и 60% — частные средства. «Пропорции могут меняться — для более сложных проектов, например в Ингушетии или Чеченской Республике, где пока экономический потенциал по объективным причинам менее развит, они могут быть другие»,— сказал глава Минкавказа.
По словам вице-премьера Александра Хлопонина, курирующего Северный Кавказ, средства по этой линии будут направляться исключительно на инвестпроекты, которые «реально имеют эффект отдачи». Внимание также будет уделяться развитию трех основных курортов региона — «Архызу», «Эльбрусу» и «Ведучи».
Вопреки возражениям Минэкономики, для каждого из семи регионов СКФО будет разработана отдельная подпрограмма. Кроме того, впервые в рамках госпрограммы по СКФО обещан принцип конкуренции субъектов — эффективность работы и качество формирования инвестклимата будут, как предполагают разработчики, влиять на получение федеральных денег регионами. На практике этот принцип, если его удастся реализовать, усилит позиции федеральных ведомств в отношениях с северокавказскими регионами. Сейчас их руководство ориентируется преимущественно на взаимодействие в вопросах выделения денег на администрацию президента, которую больше интересует социальная и политическая стабильность в СКФО, чем бюджетная устойчивость региона и степень его зависимости от федерального бюджета.