В Южно-Сахалинске прошёл семинар-совещание ФАС России в Дальневосточном округе «Реформа госзаказа, переход на электронные аукционы. Практика контроля, сложные вопросы в применении Федерального закона № 94-ФЗ. Судебная и административная практика применения антимонопольного законодательства. Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о госзаказе».
Как сообщает ИА «Острова» , от всех регионов Дальнего Востока в нём принимали участие представители региональных управлений антимонопольной службы, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, региональных прокуратур, работники уполномоченных служб по размещению государственных и муниципальных заказов.
Вёл совещание статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, который отметил важность проведения подобных семинаров в округах страны. По его мнению, большинство нарушений 94-ФЗ происходит не "из-за злого умысла", а по незнанию. Антимонопольное законодательство постоянно меняется, и чиновники, размещающие госзаказ, и члены конкурсных комиссий, и участники аукционов зачастую не знают о нововведениях. Поэтому на семинаре подробнейшим образом будут рассмотрены наиболее сложные вопросы применения закона и судебная практика.
С приветствием участников семинара-совещания выступили первый заместитель губернатора Сахалинской области К. Строганов, заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО А. Левинталь, председатель арбитражного суда Сахалинской области И. Карпенюк, заместитель председателя областного суда В. Никулин, прокурор Сахалинской области С. Бессчасный.
От строительного сообщества в работе семинара принимали участие работники дирекции НП СРО «Сахалинстрой» во главе с генеральным директором В. Мозолевским, который получил приглашение на семинар лично от начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России М. Евраева.
М. Евраев выступил на семинаре с основным докладом и более часа отвечал на вопросы присутствующих.
Наибольшее количество вопросов и предложений для готовящихся дополнений и изменений в 94-ФЗ поступило от НП СРО «Сахалинстрой». Большинство выступающих на семинаре признавало, что наиболее проблемными являются торги на строительные работы.
Основные рассмотренные вопросы и позиция ФАС России на сегодня:
С 01.01 2011 года Россия переходит на электронные торги, в том числе и на строительные работы с автоматическим отслеживанием параметров аукционной документации и программный контроль действий в размещении заказов;
Сейчас работают три электронные площадки торгов. В ближайшем будущем будут открыты ещё две. Предполагается их объединить в одну систему через общероссийский портал размещения заказов.
Цена контракта твердая и не подлежит изменению в процессе его исполнения. Никаких дополнений и изменений контрактов после его заключения не допускается. Замечания к контрактам принимаются до торгов и в судебном порядке разногласия могут рассматриваться до его заключения. Кроме цены, не допускается изменять объем и виды работ, а также сроки исполнения.
Электронная подпись контракта. Контракты без электронной подписи и без их регистрации на электронной площадке торгов оплачиваться не будут. Полная договоренность с Федеральным казначейством имеется и обеспечена программными ресурсами порталов;
Контроль проведения аукционов и реагирование на нарушения будет осуществляться только со стороны ФАС. Большинство нарушений будут отслеживаться компьютерной программой автоматически, а сами аукционы, при таких нарушениях, не будут открываться;
Аукционы будут проводиться в реальном времени по месту нахождения заказчика;
Будет достигнута полная анонимность участников торгов;
Будет исключено давление и влияние на результат аукционов (торгов) заказчиков, чиновников и представителей властей;
При строительных торгах обязательное размещение на сайте проектной документации в полном объёме. Без этого не будет открываться аукцион на торги по строительным работам.
С 2 сентября с.г. право участия на аукционах на строительные работы имеют только строительные организации, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
ФАС рекомендует заказчикам отказаться от авансирования победителей аукционов, так как, по их мнению, авансирование повышает угрозу некачественное исполнение контрактов. Если заказчики устанавливают авансирование, тогда в контракте должно быть указано точная величина аванса в процентах цены (нельзя устанавливать в контракте величину аванса «от и до» в %);
В качестве предварительной квалификации ФАС РФ сейчас рассматривает только экономическую оценку участников торгов, а именно: возможность обеспечить обязательное обеспечение исполнения контрактов (исключая страховое обеспечение и гарантийное обеспечение через страховые компании) в размере 30%, если начальная цена аукциона более 50 млн. рублей. При этом, ФАС планирует внести в 94-ФЗ положение о праве заказчика установить обеспечение исполнения контракта в размере до 30% при начальной цене аукциона от 10 до 50 млн рублей.
По мнению ФАС, если заказчик при подаче иска в суд на решение УФАС или ФАС об отмене аукционов требует наложения на решения контролирующего органа обеспечительных мер, с целью приостановки его до рассмотрения иска по существу, и это требование заказчика удовлетворено, тогда суд должен принять «НУЛЕВОЕ» обеспечение на действия обеих сторон. На практике, судом принимаются решения об обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения антимонопольной службы. При этом суд не накладывает на заказчика встречные обеспечительные меры, что позволяет заказчику заключать контракт без рассмотрения дела по существу, чем нарушаются интересы других участников аукциона и интересы государства.
ФАС России считает неудачной практикой, особенно в последнее время, передачу прав и средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства департаментам и юридическим лицам муниципалитетов и областных администраций. ФАС считает, что, например, директор школы или департамент образования должны заниматься учебным процессом, а не строительством или ремонтом. Этим должны заниматься специалисты, которые для этого учились и имеют необходимый опыт. На практике идёт распыление кадрового потенциала служб заказчиков, что отражается на качестве и безопасности выполненных работ и на эффективном и целевом использовании бюджетных средств.
при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна