Ушедший 2016 год отметился ростом судебных споров в строительной сфере. В том числе, стало больше банкротных исков и тяжб, связанных с исполнением госконтрактов.
По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), в 2016 году количество судебных споров, где строительные организации выступали как истцами, так и ответчиками, возросло. Точных цифр еще нет, но по предварительным прикидкам аналитиков, количество исков, связанных со сферой строительства, выросло приблизительно на 20%. В том числе существенно увеличилось число банкротств игроков отрасли, а также тяжб, связанных с исполнением сторонами обязательств по госконтрактам. Петербург и Ленинградская область вписались в общероссийскую статистику, отмечает «Строительный Еженедельник» и напоминает о самых ярких судебных делах прошедшего года.
Так, в начале января 2016-го АКБ «Банк Москвы» подал иск о банкротстве к ЗАО «Единые решения», головной компании ранее ведущего петербургского девелоперского холдинга, из-за долга в 254 млн рублей. В ноябре 2016-го – компания была признана банкротом, открыто конкурсное производство. Напомним, проблемы у «Единых решений» начались в 2015 году, после конфликта со Смольным. Структуры девелопера быстро лишились всех многомиллиардных контрактов, и чиновники города стали требовать с «Единых решений» возмещения средств.
Ожидаемым стало и банкротство в 2016 году петербургской дочки ГК «СУ-155» – компании «РосСтрой». В Северной столице у компании было около 5 тыс. дольщиков. Вслед за материнским холдингом весной прошлого года в «РосСтрое» было открыто конкурсное производство и начата процедура наблюдения. В настоящее время ситуация с достройкой домов находится под контролем банка «Российский капитал». Санатор во всех регионах финансирует завершение работ по вводу объектов «СУ-155».
В мае 2016 года была признана банкротом и строительная компания «Интарсия», крупный игрок городского и российского рынка реставрационных работ. Банкротное производство официально началось из-за долга в 1,7 млн рублей перед подрядчиком. Годом ранее, в мае 2015-го, «Интарсия» решила остановить работы по реконструкции комплекса зданий бывшего Константиновского военного училища на Московском проспекте, 17. В феврале 2016-го Минобороны потребовало с подрядчика возврата аванса в 2,2 млрд рублей. В настоящее время глава «Интарсии», бизнесмен Виктор Смирнов, подозревается в мошенничестве в особо крупных размерах и объявлен в розыск.
Довольно неожиданным для общественности стало известие о подаче иска ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти к «Генеральной строительной компании». Строительный холдинг был генподрядчиком возведения нового СИЗО «Кресты 2» под Колпино. Пенитенциарное ведомство требует от ГСК возврата 1,13 млрд рублей. Основные судебные тяжбы должны пройти в 2017 году.
Также в наступившем году должно начаться рассмотрение исков по существу и по главному строительному скандалу 2016 года в Петербурге – смене Смольным генподрядчика строительства стадиона «Зенит-Арена». Взаимными исками власти города и бывший генподрядчик объекта – корпорация «Транссстрой» и ее дочка «Инжтрансстрой-СПб» – обменялись осенью. В конце января должны начаться судебные тяжбы, которые обещают быть длительными и могут не закончиться и в наступившем году.
«Наиболее распространенные категории дел остались прежними: в основном это споры из-за договоров строительного подряда; споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств при совершении сделок с недвижимостью; споры с госорганами по взысканию арендной платы, — прокомментировала ситуацию представитель адвокатского бюро «Качкин и Партнёры» Мария Оболенская. — Самые значимые изменения связаны с введением обязательного претензионного порядка при передаче на разрешение арбитражного суда большинства споров. Также можно отметить рост числа банкротных процессов и, как следствие, невозможности взыскания присужденных к выплате сумм. Что касается цены исков, в среднем, как и прежде, она составляет от 1 до 10 млн рублей, однако в спорах, которые в прошедшем году возникли из-за крупных строек, суммы исчисляются уже миллиардами. Учитывая отсутствие в настоящее время каких-либо законодательных нововведений, которые бы стимулировали обращение участников рынка в суд, кардинального изменения ситуации в 2017 году пока не предвидится».