Расходы Москвы на развитие метрополитена с 2011 по 2024 год могут превысить 2 трлн руб. Согласно последней утвержденной столичной мэрией Адресной инвестиционной программе, с 2020-го по 2022-й из городского бюджета на строительство метро выделят 700 млрд рублей, что выше прошлогоднего на 28%.
В 2012 году мэрия оценивала все расходы на строительство метро более чем вдвое ниже — в 900 млрд руб., отмечают «Ведомости». Но с тех пор программа развития метрополитена существенно расширилась: активно строить «подземку» решили на присоединенных территориях столицы. Также затраты на строительство метро увеличились из-за повышения зарплаты рабочих, покупки высокотехнологичного импортного оборудования, роста расходов на подготовку территорий и технологическое присоединение, повышения ставки НДС и удорожания стройматериалов, электроэнергии и топлива.
Огромные затраты на развитие метро — жизненная необходимость для крупного мегаполиса, считает директор НИИ транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «Когда в городе находится больше 15 млн человек, а плотность превышает 100 человек на гектар, — это не вопрос рассуждений «дорого или дешево», это жизненная необходимость, — цитирует эксперта издание. — Чтобы город двигался, нужен мощный рельсовый каркас, который состоит из метро, железных дорог и трамвая. Москва по всем этим позициям работает. В планах города — обеспечить пешую доступность к метро 95% населения города. Если этого не будет сделано, город просто встанет».