Мониторинг открытой информации вполне может быть инструментом контроля СРО за деятельностью своих членов, если это прописано в её учредительных документах. Результаты мониторинга, в свою очередь, вполне могут стать основанием для проведения СРО внеплановых проверок. Так считают в Министерстве экономического развития РФ, сообщает «Правда о СРО» со ссылкой на своих экспертов.
По информации правдолюбов, с вопросом о правомочности проведения СРО мониторинга информации из открытых источников в рамках контрольных мероприятий за деятельностью своих членов саморегуляторы обратились в Минэкономразвития, не удовлетворившись формальными ответами из Минстроя и Ростехнадзора. Ответ из департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития оказался более содержательным.
Подписавший документ чиновник напомнил, что деятельность саморегулируемых организаций регулируется 315-ФЗ, а функции, права и обязанности СРО изложены в статье 6 упомянутого закона. В статье 9-й уточняется, что основными инструментами контроля СРО за деятельностью своих членов являются плановые и внеплановые проверки, а вот осуществление мониторинга законом не предусмотрено. Вместе с тем, в соответствии с 6-й статьёй, наряду с предусмотренными основными функциями и правами СРО вправе осуществлять иные функции, предусмотренные федеральным законодательством и уставом, а также иметь иные права, если это не ограничивает закон и устав организации.
«В связи с этим считаем, что к функциям СРО ее учредительными документами может быть отнесено осуществление мониторинга информации о деятельности членов СРО, содержащейся в открытых источниках, если иное не будет предусмотрено федеральными законами в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 315-ФЗ, согласно которой особенности осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов могут устанавливаться федеральными законами, — отвечают в Минэкономразвития. — При этом полагаем, что в случае выявления в рамках указанного мониторинга нарушения членом СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО, результаты такого мониторинга могут являться в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 315-ФЗ основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки деятельности такого члена».
Несмотря на то, что мониторинг, как форма контроля, законодательством не предусмотрен, он может осуществляться в рамках деятельности саморегулируемой организацией, если отражен во внутренних документах, но не может подменять собой непосредственно контрольные мероприятия, сделали вывод из текста письма правдолюбы. Результаты мониторинга должны являться лишь поводом для назначения внеплановой проверки в установленном порядке.