Эксперты лифтовой отрасли предупреждают о риске срыва программ по замене лифтов при капремонте многоквартирных домов из-за удорожания металла и обращают внимание на то, что цены, по которым подписывались контракты в прошлом году, поставили подрядчиков в критическое положение.
По словам первого вице-президента Национального Лифтового Союза Алексея Захарова, резкий рост цен на металл нивелировал рентабельность изготовления лифтов, а соответственно, и риски срыва сроков контрактов сильно возросли.
«Как правило, с момента торгов, когда появляется генеральный подрядчик, до поставки лифта потребителю проходит от 12 до 15 месяцев. Таким образом, цены, по которым подписывались контракты в прошлом году, поставили подрядчиков в очень сложное положение. Реалии таковы, что возможны срывы контрактов. Все зависит от запаса прочности производителя, но он тоже не бесконечный», — цитирует Захарова ТАСС.
Гендиректор Ассоциации «Российское лифтовое объединение», исполнительный директор НЛС Пётр Харламов подчеркивает, что заводы пытаются всеми возможными способами не допустить срывов поставок, особенно по контрактам, нацеленным на обновление лифтового хозяйства, на что правительство выделило в конце минувшего года дополнительные средства. Однако рост цен на лифты неминуем, констатировал он.
«Чтобы не допустить срыва контрактов по замене лифтов, необходимы меры поддержки. Например, налоговые льготы в виде временного освобождения от НДС могли бы компенсировать потери лифтостроительных заводов, а также в перспективе стать мерой стимулирования производителей», — считает Харламов.
Еще одно предложение — фиксировать стоимость металла на момент заключения контракта. В НЛС считают, что определение стоимости на разную номенклатуру перед государственными торгами — самое верное решение, потому как предсказуемая цена гарантирует исполнение подрядчиками своих обязательств.
Пока же производители лифтов вынуждены компенсировать издержки, связанные с ростом цен на металл, за счет собственной прибыли, а также активно трудиться над новыми инженерными решениями по снижению металлоемкости своей продукции.
А ещё в НЛС напомнили, что в связи с ростом цен на строительные материалы Минстрой России предлагал предоставить возможность региональным операторам капремонта увеличивать цену контрактов в ходе их исполнения до 25% и даже подготовил на сей счёт проект постановления правительства. Однако данная инициатива пока не реализована.