В Санкт Петербурге прошла XIV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности» | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости отрасли, Новости СРО

В Санкт Петербурге прошла XIV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности»

В минувшую пятницу в Санкт-Петербурге в рамках Форума «Устойчивое развитие» состоялась XIV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности». Участие в конференции приняли представители федеральных и региональных органов государственной власти, крупного, среднего и малого строительного бизнеса, профильных национальных объединений СРО, общественных и саморегулируемых организаций, профильных вузов и колледжей из более чем 40 регионов России. Ещё 10 тысяч участников следили за ходом мероприятия посредством онлайн трансляции, утверждают организаторы конференции.

Мероприятие по традиции открылось пленарным заседанием в формате «открытого микрофона». Но если в прошлом году его тематика была посвящена преимущественно беспрецедентным западным санкциям против России и экстренным мерам правительственной поддержки, то в этом году представители власти и бизнеса сосредоточились на отладке механизмов по обеспечению долгосрочного роста и развития строительного комплекса как основного драйвера экономики.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой, для долгосрочного роста стройотрасли в этом году законодатели сделали многое и практически вышли на финишную прямую по формированию необходимой нормативной базы. В осеннюю сессию депутаты планируют принять ряд поправок в закон о комплексном развитии территорий, доработать закон о малоэтажных жилых комплексах, определиться со статусом многофункциональных центров (читай – апартаментов) и обновить закон об архитектурной деятельности.

Работают над отраслевой нормативной базой и в федеральном Минстрое. По мнению замминистра строительства и ЖКХ Сергея Музыченко, существенную роль в сокращении инвестиционно-строительного цикла призваны сыграть экспертное сопровождение проектов, которое Минстрой уже внедрил в практику, и законодательные новации в части типовой проектной документации, — соответствующий законопроект уже готовят в министерстве.

Что касается технического регулирования, то здесь усилия сосредоточены на чётком регламентировании параметрического метода нормирования в строительстве, к которому в министерстве планируют переходить с 1 января 2024 года. Путь будет длинным – 3-5 лет, предупредил замминистра, «но основополагающие стандарты (порядка 30-50 документов) и своды правил будут переведены в машиночитаемый вид в ближайшие год-два». «Это будут уже первые, основные документы, которые войдут в реестр требований. На основе их, как скелета, начнет формироваться вся система стандартизации, от высшего к низшему», — сообщил Сергей Музыченко, отметив, что работа ведётся в рамках ТК 465 «Строительство» и в тесном взаимодействии с НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров выразил опасение, что формированию реестра требований помешают противоречия в ведомственных подходах и нормативных документах структур, чьим требованиям должны следовать проектировщики и застройщики. «Ни за два, ни даже за четыре года мы не сможем согласовать все противоречия, которые существуют между министерствами и ведомствами», — отметил Шамузафаров.

Ничего подобного, — возразил Сергей Музыченко. Никакие противоречия не помешают формированию реестра, который создаётся ради автоматизации процессов проектирования. Напротив, при переводе нормативных документов в машиночитаемый формат все эти противоречия станут очевидными. К тому же, наполнение реестра – это одна задача, а его утверждение и создание доказательной базы техрегламента безопасности зданий и сооружений с отложенным сроком действия – совсем другая. И всё же, «нам всё-таки кажется», что за три-пять лет задача с межведомственным согласованием будет решена. «Как это сделать у нас понимание есть», — отметил Сергей Музыченко.

Президента НОСТРОЙ Антона Глушкова больше беспокоило благополучие строительного бизнеса. В регионах, по его словам, бизнесу по-прежнему мешают развиваться админбарьеры. Цифровизация, конечно, упрощает взаимодействие с органами исполнительной власти, но низкий уровень цифровых компетенций региональных подрядчиков не позволяет им даже освоить электронные сервисы. Вторая беда застройщиков касается долевого строительства жилья и связана с «потребительским экстремизмом». По мнению Глушкова, проблему не удастся решить до тех пор, пока на законодательном уровне не будет чётко прописан механизм устранения застройщиком обнаруженных при приёмке квартир недоделок. В НОСТРОЙ рассчитывают на то, что в осеннюю сессию Госдума примет необходимые поправки в 214-ФЗ и пресечёт, наконец, «конкуренцию положений закона о защите прав потребителей и закона об участии в долевом строительстве».

Также в ходе пленарного заседания обсуждали новые подходы к градостроительству, эффективность мер господдержки отрасли, вопросы ценообразования и внедрения технологий информационного моделирования, перспективы комплексного развития территорий, пути пополнения кадрового потенциала отрасли и направления в развитии строительной науки. Затем деловую программу продолжили тематические секции.

В заключение организаторы конференции озвучили предложение – расширить тематику мероприятий промышленным и транспортным строительством. Но об этом – уже через год, на XV Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности».

Темы: , , , , ,