Российский союз строителей принял участие в сессии «Практика реализации государственных программ в регионах», прошедшей 4 октября в Екатеринбурге.
Главным темами для обсуждения стали: переход на ресурсно-индексный метод системы ценообразования (РИМ) в субъектах РФ, реализации программы капитального ремонта и строительства школ, совершенствование законодательства в области комплексного развития территорий.
Участие в дискуссии приняли: заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, вице-президент РСС, координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ по СФО Максим Федорченко и др.
Сергей Музыченко подчеркнул, что в настоящее время только 49 субъектов РФ перешли на РИМ, поэтому принято решение о переносе срока завершения переходного периода на I квартал 2024 года. Он проинформировал собравшихся, что несмотря на неудовлетворительное наполнение ФГИС ЦС в некоторых регионах, никаких санкций к производителям за непредставление информации о ценах строительных ресурсов в информационную систему применяться не будет.
Антон Глушков в свою очередь отметил значительный эффект, достигнутый постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315, позволяющий компенсировать дополнительные расходы строительных организаций при существенном удорожании строительных материалов. Однако указанный механизм не распространяется на новое строительство. Вместе с тем анализ текущей ситуация на рынке строительных материалов показывает необходимость его продления.
Максим Федорченко рассказал о региональной практике подготовки и реализации проектов КРТ в субъектах РФ, отметив успешную работу Свердловской, Тюменской, Челябинской областей. Он подчеркнул, что проект федерального закона, который в настоящее время готовится к внесению в Государственную Думу, содержит ряд конструктивных предложений: уравнивание правового положения лиц, с которыми заключаются договоры о КРТ и региональных операторов; установление возможности осуществления КРТ в соответствии с ранее принятой документацией по планировке территории; синхронизация проектов КРТ и программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры; введение требования о включении в ГИСОГД информации о КРТ, исключение возможности выхода МКД из решения о КРТ после принятия решения о проведении торгов.
Также Максим Федорченко обратил внимание присутствующих, что договоры о КРТ обладают высокими рисками, связанными в том числе, с запретом на уступку права аренды земельного участка и передачу прав и обязанностей по договору. В связи с этим банки лишаются стандартного обеспечения при кредитовании проекта жилищного строительства и требуют от застройщиков, реализующих проекты КРТ, дополнительного обеспечения, что приводит к увеличению нагрузки на проект и снижает его инвестиционную привлекательность.